Сочинение: Образ Максима Максимыча (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Представления читателей о характере Печорина стано­вятся более понятными при сопоставлении его с другими действующими лицами.

Вот, например, Максим Максимыч. Простой, бесхитрост­ный, искренний человек, рассказывая о Печорине, делает его ближе читателю, как бы стараясь уверить, что в этом странном и непонятном существе много пороков, но и много доброго, светлого. Конечно, история с Бэлой представляет Печорина в невыгодном свете. Но Максим Максимыч не на­ходит для него слов осуждения: ведь Бэла была действитель­но увлечена им, сила чувства Печорина, по крайней мере вначале, не вызывала сомнения, да и сам Максим Максимыч привязался к Бэле.

Единственное, что было непонятно ему, — охлаждение Печорина, его горький смех и кажущееся равнодушие после смерти Бэлы («…я бы на его месте умер с горя»).

Важно и то, что в сопоставлении с Максимом Максимычем наглядно обнаруживается сложность и противоречи­вость характера Печорина — и его положительные качества, и его пороки. Неудивительно, что противоречия Печорина Максим Максимыч объяснял то странностями его характера, то избалованностью, то ветреностью и светской заносчиво­стью, то влиянием судьбы: «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!»

Перед простым, недалеким Максимом Максимычем Лер­монтов преклоняется. Он подшучивает слегка над его наив­ностью, но отдает должное его чистому, «голубиному» серд­цу, полному любви и доверия к людям. Максим Максимыч живет несложной жизнью: у него нет двойственности, нет «внутреннего разлада», он не понимает даже поэзии и, срав­нительно с Печориным, слишком примитивно смотрит на жизнь. Однако он «душу свою положит за брата своего», — он из той скромной семьи, к которой принадлежат герои вро­де Мироновых, Лизы Калитиной. «Максим Максимыч — че­ловек, достойный уважения!» — говорит сам автор. Белин­ский отмечает, что Лермонтов до такой степени сблизился с образом Максима Максимыча, что овладел не только его ми­росозерцанием, но даже языком. Как Пушкин проникся сво­им Белкиным, Гоголь — Рудым Панько и другими рассказ­чиками своих повестей, так и Лермонтов сумел мыслить и говорить, как Максим Максимыч. В создании этого образа Белинский видит некоторое влияние романов Вальтера Скот­та и Купера, в которых можно найти такие же своеобразные и симпатичные характеры.

Армейский штабс-капитан — средний офицерский чин в царской армии. Однако небогатый, без знакомств и связей в столице, не имеющий никаких надежд на дальнейшее слу­жебное продвижение, армейский офицер имеет гораздо меньше общественного престижа, чем находящийся в млад­ших офицерских чинах, переведенный из столицы гвардеец, богач и франт Печорин.

Уже после того как «Герой нашего времени» был напеча­тан, Лермонтов написал очерк «Кавказец», дорисовываю­щий портрет Максима Максимыча («кавказец» в данном слу­чае русский офицер, прослуживший долгие годы на Кавка-
зе): «Чуждый утонченностей светской и городской жизни, он полюбил жизнь простую и дикую- не зная истории России и европейской политики, он пристрастился к поэтическим преданиям народа воинственного. Он понял вполне нравы и обычаи горцев, узнал по именам их богатырей, запомнил ро­дословные главных семейств. Знает, какой князь надежный и какой плут- кто с кем в дружбе и между кем и кем есть кровь».

Максим Максимыч выгодно отличается от Печорина про­стотой, искренностью, это цельная натура, чуждая рефлек­сии, сомнений и не любящая вдаваться в размышления. Он принимает жизнь не размышляя и не анализируя, близок к окружающей его жизни, сам составляет ее часть. Ему понят­ны горцы с их простым и примитивным бытом, любовью и ненавистью, находящими выражение не в словах и размыш­лениях, а в действиях. В их жизни он не видит ничего стран­ного или непонятного. Он объясняет Печорину обычаи чер­кесов, переводит песню Бэлы. Выражения типа: «Я попотче­вал его (Казбича) чаем, потому что хотя разбойник он, а все-таки был моим кунаком» — показывают, что мир черкесов ему понятен.

Более того, характер и поведение соотечественника Печо­рина ему совершенно непонятно. Печорин в его глазах «стра­нен», «с большими был странностями». Характеристики, ко­торые дает Максим Максимыч Печорину, свидетельствуют не только о наивности и чистоте его души, но и об ограничен­ности ума и неспособности понять сложную внутреннюю жизнь Печорина: «Видно, в детстве был маменькой избало­ван», — говорит он. Рас
сказчик попытался объяснить штабс-капитану психологию романтического поколения, но послед­ний «не понял этих тонкостей, покачал головою и улыбнулся лукаво:

— А все, чай, французы ввели моду скучать?

— Нет, англичане.

— А-га, вот что!.. — отвечал он, — да ведь они всегда были отъявленные пьяницы.

Я невольно вспомнил об одной московской барыне, кото­рая утверждала, что Байрон был больше ничего как пьяни­ца», — замечает рассказчик.

Когда молодежь философствует о фатализме, Максим Максимыч пытается просто объяснить таинственную исто­рию Вулича тем, что «азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или недовольно крепко прижмешь пальцем».

В романе он противопоставлен Печорину. У Максима Максимыча, по словам В.Г. Белинского, «чудесная душа», «золотое сердце», он необычайно человечен. Но вместе с тем критик отмечал ограниченность его умственного кругозора, бедность внутреннего мира. Он превосходит Печорина непо­средственностью чувства, высокими нравственными качест­вами. Однако у Печорина есть своя правда — правда крити­чески мыслящего человека. На чьей же стороне автор? Он не становится ни на ту, ни на другую сторону. Для него грустно сознание, что Печорин и Максим Максимыч так и не поняли друг друга, что сознание критически мыслящего дворянско­го интеллигента отгорожено непроницаемой стеной от народ­ного сознания, что Печорин — типичный «лермонтовский человек» — оказывается чужд всем: и горцам, и контрабан­дистам, и Максиму Максимычу, что он может только внести смуту, нарушить их мир, и без того уже утративший былую цельность, устойчивость, внутреннюю силу.

Максим Максимыч до глубины души потрясен жестоким равнодушием Печорина при встрече старых друзей после долгой разлуки. Простой, естественный человек Максим Максимыч становится еще одной «жертвой» печоринского эгоизма: «Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого, что Печорин в рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею! Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты, когда пред ним отдергивается розовый флер, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие, хотя есть надежда, что он за­менит старые заблуждения новыми, не менее проходящими, но зато не менее сладкими… Но чем их заменить в лета Мак­сима Максимыча? Поневоле сердце очерствеет и душа закро­ется…»

В названии романа два опорных слова: герой и время. Только в их сочетании проясняется мысль автора. Многие поступки и свойства Печорина раскрыты и объяснены через его столкновения с «простым человеком» Максимом Макси-мычем, с «естественными людьми» — горцами, контрабан­дистами. Глубина лермонтовского замысла как раз и прояв­ляется в том, что в романе последовательно подвергаются освещению герой и время, человек и эпоха. Новаторство Лер­монтова заключалось в том, что «самораскрытие» героя кор­ректируется взглядом со стороны. Так в душе каждого героя романа сталкиваются добро со злом, время с вечностью.


Сочинение и рефераты: