Сочинение Петербург Достоевского

Ф. М. Достоевский выдающийся русский писатель. Автор таких великих произведений как «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Идиот», «Двойник» и других. В этих произведениях писателя описан обособленный, индивидуальный образ «северной Пальмиры», - Петербурга, столицы Российской империи.

Позднее многие историки и литературоведы стали составлять образ Петербурга, по адресам где в своё время проживал Достоевский. В миниатюре города, писателем представлена в метафоре вся Россия.

Заканчивая писать «Братьев Карамазовых», Достоевский сделал вывод, что Петербург это воплощение «страха и ужаса» России (об этом упоминают и другие писатели). Преодоление этого, - путь к выздоровлению всей России. Петербург как символ, «окно, прорубленное царём Петром в Европу», откуда пришли различные идеи, в том числе и марксизм, в последствии ленинизм в СССР.

В самом описании города, его улиц, Достоевский использовал чёрные, мрачные тона. Это не блестящий город возможностей с дворцами и парками. В «Преступлении и наказании» это жаркий, «зловонный» город, где задыхается человек (личность), в итоге идя на преступление. Город как враждебное существо и его жителей как гадких и нехороших людей. Как например тот случай когда Раскольников вышел из дому а ему в след какой то малоприятный господин крикнул «немецкий шляпник». Достоевский описывает атмосферу города, личности особенно думающей, мучимой внутренними терзаниями не дадут нормально существовать. По сути о том же самом написано в другом романе «Записки из подполья». Не только внутренние комплексы и страх главного героя мешали ему жить, но и окружающая атмосфера…и отношение людей. В итоге и в одном и другом произведении атмосфера города и отношения людей становятся причиной внутренней болезни главных героев (на грани душевной). И более того «город» толкнул Раскольникова на убийство старухи.

Петербург для писателя Достоевского это город существенных социальных контрастов. Один богат и весел может позволить себе всё. Другой нищий и забит в угол. Счастье и отчаяние стоят рядом и перемешиваются.

Сочинения 2

В творчестве, как и в жизни величайшего русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского город Петербург является ключевой локацией. Здесь он жил и учился определённое время, здесь мысленно переживал судьбу своих героев из романа «Преступление и наказание». Петербург Достоевского облачен в мрачные тона, погружен в сырую атмосферу безысходности. Наделён и пугающим психологическим состоянием его контингент, бросающийся в дикие крайности, совершая кровавые преступления, укоряя себя в совершённом и жаждущим наказания. Петербург полностью перемалывает привычный набор ценностей, прививая собственный, искажённый взгляд на дозволенное и запрещённое.

Может показаться, что Достоевский намеренно «приукрашает» питерский натюрморт, но с какой тогда целью? С чего бы не облачить Петербург, ради насыщенности литературного изложения, в изысканную палитру питерских достопримечательностей, радующих глаз туриста по сей день? Естественно, Петербург дождливый и мрачный город лишь благодаря климату. Но не географическая и климатическая специфика побуждают Достоевского к бичеванию. Пороки, лживость, цинизм и зло – вот что погубило Петербург, вот благодаря чему кипят остросюжетностью события в его книге. Он мог восхвалять абсолютно всё по указке правящей элиты, приспособиться к действительности и почивать на казённый кошт, но предпочел глаголить истину, разоблачая человеческую порочность, немощность и кратковременность. Петербург стал жертвой. Жертвой, которая впитала всё зловещее, всё гнилое и отталкивающее для нормальной жизни. Закономерно и то, что в подобном городе счастья нету как такового. Все судьбы сломаны, все краски стёрты, все улыбки и радости переменились на страдальческие и изнеможённые лица. Такая атмосфера планомерно и неспешно закидывает петлю на шею всякой надежде.

Отталкиваясь от подобной формулировки, можно с уверенностью сказать, что олицетворения Петербурга таким, каким его характеризует Достоевский связано с его глубочайшей болью и переживаниями, терзающими душу писателя. Тотальный скепсис разлит по страницам его произведений. Людей он видит носителями сплошных «моральных язв», портящих и разрушающих всё вокруг. Отличаются от такого сброда лишь единицы, жизнь которых обречена.

3 вариант

Город в творчестве писателей – это не только место, где происходят события. Часто автор через описание города задает настроение, показывает свое мнение относительно своей эпохи. Особенно это актуально тогда, когда речь идет о крупнейших, центральных городах страны. Так и в творчестве Ф.Достоевского: Петербург и место, где развиваются некоторые события, и способ, выразить свое отношение к своему времени.

В описании столицы Российской империи Достоевский не демонстрирует нам дворцов, монументов и величия архитектуры. В «Преступление и наказание» Петербург – это еще и трущобы, беднота, ужасный запах, гнилые лестницы и помои на улицах. Все это погружает нас в атмосферу уныния, читатель сразу на себе чувствует все подавленное состояние, в котором находятся главные герои романа.

В Петербурге Достоевского преобладает желтый цвет: обои часто желтые, стены в переулках и мебель в комнате Раскольникова тоже. Преобладание этого цвета связано со стремлением навеять читателю тоску, ведь желтый цвет ассоциируется с болезнью и нищетой трущоб. Часть действий происходят на закате (снова желтый цвет, на этот раз солнце), что также символизирует грусть и тоску конца. Главным героям нечем похвалиться в конце дня, кроме совершенных грехов и преступлений, кроме своего ничтожного бытия.

Комнаты Достоевского узкие: с одной стороны, демонстрируется все та же нищета, с другой – узость внутреннего мира героев. Мир Раскольникова по Достоевскому – маленький и ограниченный, как и снимаемая ним комнатушка.

Иногда через мысли Раскольникова автор размышляет над темой благоустройства города, например расширить Юсупов сад. Сам сад Раскольников часто называет «Свидригайлов».

Несмотря на то, что Достоевский часто изображает центр Петербурга, Сенную площадь, он открывает другую его сторону. Сенная площадь – шумная, где постоянно толпятся люди, Екатерининский канал – канава, а прилежащие улицы – сборище кабаков. До Достоевского, никто не решался так изобразить столицу империи. Именно на этих улочках Раскольников принимает решение убить процентщицу, именно тут жил сам Федор Михайлович.

Примечательно, что многие размышления Раскольникова подаются именно в моменты, когда он прогуливается по городу: в романе есть сцены на площадях, улочках и переулках города. Но чаще всего Достоевский предпочитает акцентировать внимание именно на убогости и нищете трущоб. Из этого можно сделать предположение, что сама среда толкает героя на негативные мысли и как следствие – на дальнейшее преступление.

Петербург Достоевского

Петербург Достоевского

Популярные сочинения