Народ освобожден, но счастлив ли народ - сочинение-рассуждение

1861-й год - поистине знаменательный для нашей истории: император Александр II принимает судьбоносное решение и отменяет крепостное право. Но, как бы это ни звучало воодушевляюще, радоваться было нечему. “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” - такой мыслью задавался российский писатель Некрасов Н.А. в своей поэме “Кому на Руси жить хорошо?” В ней он затрагивает тему жизни обычного русского народа, и живет ли он хорошо.

Главные герои поэмы - семеро бывших крепостных, отправляющихся в путешествие, дабы ответить на один единственный вопрос: кому на Руси жить хорошо? Общаясь с представителями разных слоев общества, перед ними медленно раскрывается ответ на их вопрос: “никому”. Жизнь многих крестьян, солдат, рабочих, с которыми они виделись, не только не улучшилась после реформы, но даже стала хуже.

Происходящее в те годы сильно перекликается с сюжетом поэмы. После реформы большая часть крестьянства и рабочих оказались на грани нищеты и голода: дворяне отдавали бесплодные и малополезные земли, за которые крестьянам еще нужно было платить повинность государству в течение многих лет. А если они не хотели этого делать, то им вообще доставалось всего лишь четверть от этих земель! Самое распространённое сословие России было в буквальном смысле обречено на голодную и бедную смерть.

Путешествуя по селам и городам, они встречают разных людей, для которых счастье заключается в чем-то своем. Для Матрены Тимофеевны, крестьянки, счастье заключается в непьющей семье, свадьба на добровольной основе, да освобождение мужа и ребёнка от обязательной воинской повинности. Поп размышляет о покое и богатстве как о наиболее значимых частях истинного счастья. Рабочие мужики рассказывают о своём счастье так: “дырявое, с заплатами, горбатое с мозолями”. У всех счастье разное, но никто так и не может его достичь.

Однако, сам Некрасов не считает счастье, к которому стремятся крестьяне, истинное. Свое мнение он выражает в образе Гриши Добросклонова - образованного человека с собственным ходом мысли: он знает что нужно делать и к чему стремиться, чтобы государство добилось благополучия. Автор вложил в этого героя все, что должно соответствовать истинному счастью: служение Отчизне, народу. В каком-то роде эта мысль перекликается и с другим персонажем - Ермилой Грининым. О нем сложены хвалебные легенды как о человеке честном и добропорядочном. В него вложили еще одно воплощение счастья как общего блага - честность и обязательность перед народом. Выражается это в истории Ермилы о мельнице, когда ему не хватало денег на залог и он отправился просить у народа.

Но, несмотря на эти образы, счастлив ли народ после той реформы? Ответ однозначен: “нет”. Условия жизни многих нищих крестьян только ухудшились после 1861-го года. Помимо этого, по мнению Некрасова, крестьяне стремятся не к тому счастью, к которому должны стремиться: в нем не раскрывается тема всеобщего благополучия.

`

Народ освобожден, но счастлив ли народ

Народ освобожден, но счастлив ли народ