Анализ сказки Дикий помещик (Салтыков-щедрин) 9 класс

История создания. Произведение впервые публикуется в журнале под названием «Отечественные записки», возглавляемого близким другом писателя, поэтому печатается в отсутствии каких-либо проблем.

Жанровая направленность произведения определяется в качестве сатирической сказки с использованием популярных фольклорных элементов в виде сказочного зачина, фантастичности, гиперболы, раскрывающих современные проблемы России того исторического периода. В жанровой направленности сказки проявляются элементы эпоса, поскольку автор гротескно изображает реальные события, происходящие в обществе.

Основной тематикой произведения  является изображение социальное неравенства двух общественных классов в лице помещиков и крепостных крестьян. Автор раскрывает главную проблему того периода времени, заключающуюся в порабощении простого народа, в сложных отношениях между эксплуататорами и эксплуатируемыми.

Композиционная структура произведения отличается небольшим объемом в количестве нескольких страниц. Завязка сказки представляется в качестве обращения главного героя к богу по поводу стремления к избавлению от ненавистного окружения. Кульминацией произведения является изображение беспомощности барина в отсутствии крестьян, представляющих источник его жизненного благополучия. Развязкой сказки становится окончательно обнищание одичавшего помещика, полностью утратившего рассудок.

Герои. Главным героем сказки является глупый помещик, представленный в образе богатого, довольного жизнью мужлана, не имеющего имени, издевающегося над простым народом.

Также главными персонажами являются мужики, изображенные в качестве бесправных, ущемленных во всем простых крестьян, просящих бога избавить их от глупого хозяина.

Кроме того, к главным героям относится и капитан-исправник, представленный в образе чиновника, являющегося инициатором возвращения в поместье крестьян.

В качестве второстепенных персонажей в сказке выступают Сенька, являющийся слугой помещика, генералы, приятели главного героя, а также Михайло Иваным, изображенный в качестве медведя, подружившегося с помещиком в период его полного одичания.

Главная мысль произведения заключается в невозможности наличия порядка и достатка в отсутствии умного и работящего народа, являющегося фундаментальной основой для благополучия высшего общества.

Вариант №2

Михаил Салтыков-Щедрин является известнейшим русским писателем, который уделял большое внимание теме крепостничества и крепостного права, ущемления крестьян и другим насущным проблемам России. Авторству этого гениального писателя-сказочника принадлежит целое море сатирических, иронических, смешных, едких, яденьких сказок. Сказка под названием «Дикий помещик» носит глубокий смысл и посыл, поэтому является одним из лучших произведений данного автора. Анализ этой сказки представлен в этой статье.

Сказка написана в 1869 году. Замысел ее рождался постепенно и на это повлияло отношение общества и власти к Салтыкову-Щедрину. Михаил Евграфович не мог открыто выражать свое мнение по поводу творящегося кругом мракобесия. Именно это внешнее притеснение подтолкнуло автора создать изощренное высмеивающее пороки помещиков и устройства власти произведение, сказочное произведение.

Основной темой сказки можно назвать бессмысленность существования помещиков, не способных самим за собой поухаживать, обеспечить какими-то ресурсами, прибегнув к физическому труду… еще одной важной темой следует назвать плачевность положения крестьян как класса, их ужасной жизни в не щадящих условиях, театр абсурдизма царской России. Все эти темы были раскрыты в данном произведении Михаилом Салтыковым-Щедриным.

Завязка, кульминация, развязка – именно они составляют фундамент фабулы произведения. В основе лежат взаимоотношения между крестьянами и помещиками. Все написано в гротескном стиле, поэтому, когда человек читает эту небольшую сказку, то невольно улыбается, смеется с нелепости образов, построенных автором.

Произведение имеет эпическое направление. Жанром можно назвать сатирическую сказку.

Что касается содержания произведения, то его можно разделить на три части. В первой части перед читателем предстает помещик, который считает, что окружен тупыми, надоедливыми крестьянами. Он молится Богу, у которого просит, чтобы тот оставил его одного и избавил от этих тупых созданий. Так и произошло. Помещик остался один в своем доме.

Кульминация показывает жизнь помещика без крестьян. Он становится неухоженным, обрастает шерстью, не моется. Он ничего не может сделать без своих крестьян. Его речь даже изменяется. Помещик становится диким и похожим на животное.

В конце произведения бывший барин сходит с ума.

9 класс

Анализ сказки Дикий помещик

Анализ сказки Дикий помещик

Популярные сочинения

  • Когда нужно сдерживать душевные порывы? - сочинение 11 класс

    Самая сложная задача человеческого разума – это способность контролировать свои эмоции, держать себя в руках. Для этого нужно иметь сильную выдержку и «стальные» нервы. Если кто-то скажет

  • Любовь к животным - сочинение-рассуждение

    Люди и животные неразрывно связаны между собой. Невозможно даже представить каким было бы существование человека без этих милых существ. Еще в древние времена люди смогли приручить зверей

  • Сочинение Остап и Андрий - братья и враги (6, 7 класс)

    Если верить православной традиции, а рассматривать именно эту веру, когда речь идет о Гоголе, вполне естественно, так как по большей части русские писатели были православными

  • Сочинение Описание предмета 5 класс

    Я хочу рассказать о моем электронном товарище – музыкальном центре. Приобретен он был довольно давно.

  • Сочинение Моя мама

    Мама, мамочка, родная – какими еще нежностями можно охарактеризовать самого драгоценного человека в мире не только для меня, но и для всех любящих ее детей.

  • Сочинение Я - личность по обществознанию (6 класс)

    Слово личность в смысловом своем аспекте восходит к слову личина, которое в свою очередь связано со словом маска. Именно личность и является тем самым полотном, на котором мы рисуем различные рисунки

  • Сочинение на тему Романтика

    Что такое романтика? Что вкладывает в это понятие каждый из нас? Где же она и как проявляется? Для некоторых романтика – это цветы, ужин при свечах, наличие любимого человека.

  • Субботний вечер у нас дома - сочинение 4 класс

    Субботний вечер в нашем доме всегда проходит весело, познавательно и интересно. Мои родители постоянно покупают нам с братом различные настольные игры, поэтому вечером выходного дня мы проводим за играми

  • Сочинение Кириллов в рассказе Бесы (образ и характеристика)

    Алексей Нилыч Кириллов – один из центральных персонажей романа Ф.М. Достоевского «Бесы». У него образ философа, который разработал свою теорию смерти, как непреложную потребность для мыслящего человека.

  • Моя семья - мое богатство сочинение

    Семья – это самое важное, в жизни людей. С рождения человека окружают любящие и заботливые родители. Именно в семье мы учимся чуткости и доброте, пониманию того, как важно заботиться о близких