Сочинение по картине Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами Айвазовского

Иван Константинович Айвазовский - живописец, который снискал мировую известность. Будучи художником военно-морского флота, он сотворил много изумительных шедевров, на которых были отображены знаменитые сражения. На полотне «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими судами» воспет поступок, осуществленный отечественными матросами в 1829 году во время русско-турецкой войны.

Корабль «Меркурий», оказавшийся позади от своей флотилии из-за штиля, был обнаружен и атакован турками. Быстрые неприятельские хорошо вооружённые суда настигли его и собрались вступить с ним в бой. Показалось, что судьба «Меркурия» безнадежна, однако экипаж решил ввязаться в неравное сражение с сильным врагом, во время которого турецкому флоту был причинен тяжелый урон. Победив в битве, корабль сумел скрыться от погони. За этот смелый шаг бриг был вознагражден георгиевским стягом.

Данный инцидент прошлого особенно выразительно показывает настоящий дух наших матросов. Они согласны мужественно погибнуть, но не отступить, выполнить приказ. Намерение изобразить данное событие было вызвано юношескими переживаниями живописца. Айвазовский был рожден в Феодосии, которая была важным стратегическим узлом в Черном море. Он часто оказывался свидетелем того, как в его любимый центр прибывали рыбачьи корабли и большие военные суда, в окружении них, постоянно находился прославленный бриг «Меркурий».

Эта полотно было написано в 1892 году, значительно позднее отображенного эпизода. Издалека оно похоже на зачаровывающий морской рисунок с тремя восхитительными судами, которые быстро плывут по беспокойным морским просторам. Хотя в действительности на полотне нарисован апогей сражения.

С 2-х направлений на «Меркурий» нападают турецкие суда. Небольшой корабль мужественно отбивается от них артиллерийскими очередями. В дали выступают едва заметные контуры российской флотилии. Свисающие над судами тяжелые облака и беспокойное море, показывают опасность данного эпизода. Мастер профессионально показал морские просторы и красивый небосвод. Весь холст заполнен холодным морем.

Отдельные эксперты заявляют, что в действительности написанных расположений судов на полотне не было. Они утверждают, что мастер изобразил их, в надежде добавить показанному эпизоду трагичность и выделить безысходность ситуации маленького корабля. Однако, маловероятно, что его главной целью было настоящее и подробное описание сражения. Скорее всего, Айвазовский хотел показать на своей картине решительность и силу воли русского народа.

2 описание

Айвазовский был главным художником генерального штаба. И он мог изображать на полотнах битвы, победы русского флота.

Картина написана художником по мотивам реальных событий русско-турецкой войны 1828-1829 годов.  Тогда художнику было 12 лет, а картину он написал через 63 года в 1892 году.

История такова. Три русских корабля отправились нести вахту в проливе Босфор. Среди них был бриг «Меркурий». Когда на горизонте появилась турецкая эскадра, командир группы решил уйти, т.к. приказа на сближение с кораблями противника у него не было.

В тот день был слабый ветер, и бриг «Меркурий» отстал от основной группы. Турецкие фрегаты, превосходившие его по размерам и огневой мощи, зажали его в «клещи», решили, что он будет лёгкой добычей. Но сдаваться русские моряки не собирались. На крайний случай они решили взорвать бриг, но в плен не сдаваться.

Моряки вступили в этот неравный бой, и вышли из него победителями. Погибли члены экипажа, корпус получил пробоины, паруса были порваны. Но и турки получили снарядами в свои борта. Они решили не связываться с русскими моряками и отступили.

На картине мы видим два мощных турецких корабля. Они идут параллельным курсом относительно «Меркурия». У них и корпуса больше, чем у русского брига. У турок  на кораблях по четыре мачты, а у русского брига всего три. И парусов у турок больше. Пушки расположены в три ряда у левого фрегата и в два ряда у правого фрегата. А у «Меркурия» они расположены в один ряд. По огневой мощи турки явно превосходят русский бриг.

Причём, турки стреляют с одной стороны, а команде брига приходилось стрелять в обе стороны. И пушек на нём меньше, чем на турецких фрегатах. На картине видно, что паруса у «Меркурия» уже порваны, но ещё не в клочья. Видно, это начало боя, сделаны первые залпы. У турок нижний парус в дырах у правого фрегата. Верхние паруса ещё целые.

Да и русскому бригу в них не попасть – он по размерам меньше турецких, и его пушки находятся ниже, чем турецкие. Они могут палить только по прямой, угол поднятия ствола у них небольшой. Зато им хорошо бить прямо в деревянный борт в районе ватерлинии.

Командир корабля применил военную хитрость и вышел из боя с минимальными потерями.  Возможно, он развернул корабль так, что турки стали стрелять друг в друга. Или проскочил вперёд и вырвался из «клещей». Русские моряки всегда побеждали не числом, а умением. Море начинает волноваться, значит, поднимается ветер. Русским морякам осталось только поймать его в свои паруса. И начать маневрировать. Бриг легче, чем неповоротливые турецкие фрегаты. Поэтому, он быстрее начинает движение.

Только одно не понятно в этой истории – почему русские корабли бросили своего собрата? Как-то это не по-товарищески.

`

Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами

Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами