Сочинение по картине Айвазовского Буря на Северном море

Море и всё, что с ним связано – любимая тема Айвазовского. Причём, всегда на его полотнах разворачивается какая-то трагедия. Он не рисует спокойное море. Ему, видимо, гораздо интереснее рисовать бушующее море. Картина ярко демонстрирует, насколько человек бессилен перед стихией. На переднем плане картины художник изобразил людей, уцелевших после кораблекрушения.

Видно, что буря была страшной, раз опытные моряки не смогли с ней справиться. Возможно, она налетела так внезапно, что они даже не успели закрепить подобранные паруса и бросить якорь на дно. Ветер с яростью накинулся на них, как страшный зверь, стал трепать и рвать паруса. И мотать корабль по морю. Налетела высокая волна и окончательно решила его участь.

Корабль пошёл ко дну. Осталась только горстка людей, которые чудом спаслись. Они сидят на плоту из обломков от корабля, который бросает из стороны в сторону, как скорлупку. Люди протягивают руки по направлению к другому кораблю. Смотрят на него с надеждой. Если он пойдёт ко дну, то спасаться будет не на чем. А возможно, сидящие на плоту вздымают руки к небу и просят Бога сохранить им жизнь. И пощадить людей с тонущего корабля.

Он накренился на бок, но там люди борются за свою жизнь. Чтобы ещё больше усилить трагизм ситуации, Айвазовский рисует море возле корабля чёрным цветом. Там нет светящейся лунной дорожки, поэтому ничего толком не видно. Если в корабле нет пробоины, то он не потонет. Море успокоится, и он выровняет крен. Надо только продержаться до утра, чтобы при солнечном свете оценить состояние корабля.

Действие картины происходит ночью. Только луна молчаливо взирает на разыгравшуюся трагедию с высоты. Лунная дорожка пробежала по бушующим волнам и осветила место трагедии, и небо с мечущимися по нему тучами. Айвазовский изобразил этот свет как-бы идущим из глубины моря. Уже не так страшно, как было в кромешной мгле. Хоть что-то видно.

Море, как живой организм. Так и кажется, что оно дышит полной грудью, то успокаивается после бури, то вновь возбуждается. Но ещё дует ветер, видно брызги волн и белую пену. Так и кажется что оно вот-вот выплеснется за пределы картины. Мне кажется, что в воздухе сильно пахнет йодом. Слышны крики и проклятия уцелевших людей. Нет чёткой границы между морем и небом. Всё слилось воедино. И всё восстало против людей и хочет их уничтожить.

Так хочется, чтобы буря закончилась и людей спасли. Они этого заслуживают.

Описание

Работы Айвазовского интересны умением художника передать величие и могущество природы. В какой-то степени он часто работает на контрасте между человеческим ничтожеством и природным могуществом и этот факт заметен в картине Буря на Северном море.

Конечно, Айвазовский не принижает значения человека, отнюдь, он не делает его какой-то ничтожной букашкой или чем-то незначительным. Важно другое, перед лицом природных стихий человек оказывается беспомощным, он может полагаться только на волю небес и уповать на счастливые обстоятельства. Все эти настроения отлично просматриваются в данной работе.

Перед нами предстает практически утихшая буря, однако море по-прежнему не спокойно. На передней части, немного сбоку располагается спасшаяся шлюпка с людьми. Они как бы в стороне, вероятно, этим художник подчеркивает положение дел, тут властвует стихия, дорожка света, волны – таковы основные действующие лица, а люди только часть и не самая главная часть.

Более выделяется корабль, но он с высокой вероятностью безлюден, там не осталось никого, экипажу пришлось ретироваться, они воздевают свои руки к тонущему кораблю, но, как понятно из передаваемого сюжета, его не вернуть и он вот-вот окажется в морской пучине. Корабль не зря выведен тут вперед как основное действующее лицо. Он воплощает собой квинтэссенцию человеческого труда, стараний, консолидацию усилий.

По сути, лучшее, чего смогли достигнуть люди, для того чтобы освоить и покорить стихию – этот корабль. Но его явно недостаточно для того чтобы сказать хотя бы слово, хотя бы звук, который море сможет принять в расчет. Для того чтобы стать чем-то значительным для этой необъятной стихии.

Люди воздевают руки, как бы преклоняясь и сетуя на свою тяжелую долю. Они понимают, перед лицом такого глобального и могущественного следует только смириться. Есть возможность только восхититься могуществом неба и моря, их непередаваемой красотой, которая вообще не обращает внимания на людей.

Айвазовский сумел невероятно ярко передать подобные настроения, которые, на мой взгляд, наводят на весьма любопытные рассуждения. Помимо этого, картина просто красива и приятна для своеобразного медитативного созерцания.

`

Буря на Северном море

Буря на Северном море