Сочинение по картине Пустынник Нестерова

На картине изображен довольно унылый пейзаж. Стоит поздняя осень. Это можно определить по ветке рябины, что выглядывает справа. На ней красуются яркие гроздья спелых ягод и еще не облетели листья. Весной такого не бывает. На реке еще нет льда, но вода в ней серая, свинцовая, очень холодная. Местами в траве белыми островками виднеются следы от первого снега. Погода стоит тихая, безветренная. Кажется, что все вокруг застыло и не шелохнется. Очень пасмурно, нет солнца. Небо светло-серое, низкое, оно затянуто плотными облаками.

На переднем плане полотна художник изобразил старца, что неспешно идет по дороге вдоль реки. Берег густо порос травой, но сейчас она пожухлая, зеленовато-коричневая с редкими небольшими кустиками и светлыми пучками ковыля. Дорога – это небольшая протоптанная тропинка. Сейчас она черная, немного мокрая от недавнего снега.

Старец идет неспешно, слегка сгорбившись, опираясь правой рукой на простую деревянную палку. В левой руке у него четки: он неустанно молится, перебирает бусины. На пустыннике черные одежды и черная шапка. Она сильно контрастирует с его седыми, практически белыми волосами и длинной, слегка курчавой бородой. Лицо его посерело от возраста и испытаний, ссохлось, нос заострился. Он о чем-то сосредоточенно думает, это выдают нахмуренные брови старца. Глаза смотрят не на дорогу, они смотрят внутрь себя, ищут смысл жизни. А может, он остановился на мгновение, вспоминает свою молодость. Несмотря на простоту, одежда на пустыннике чистая, без заплаток, лапти на старце хорошие, не порванные, о нем есть, кому заботится. Но старика волнует не это, земные блага ему не нужны, он давно привык довольствоваться малым.

На самом краю берега растет одинокая молодая ель, темная, практически черная. Река – это сплошное серое зеркало, ровное, без ряби. В нем отражается печальное осеннее небо и блеклый, практически серый противоположный берег. На нем среди светлой травы и мелких кустарников темными силуэтами отчетливо проступают ели. Они спускаются к самой воде, а на вершине холмистого берега сливаются в рощу.

Художник использовал для своего полотна неяркие краски: черную, болотно-зеленую, серую. Тем самым он пытался подчеркнуть бренность жизни, показать, что все проходит. Лишь кисть рябины яркая, красная. Кажется, что старец последний раз идет этой дорогой, он и сам это понимает. Поэтому природа не спешит нарушать его мысли даже легким шелестом ветра, она не мешает.

Описание №2

«Пустынник» - одна из первых больших работ Михаила Нестерова. Известно, что моделью для ее создания был монах Троице-Сергиевой лавры Гордей. Художнику запомнился его удивительно добрый, светлый лик, в котором сочетались глубокая вера и житейская простота, бесхитростность. Нестерову не сразу удалось уговорить монаха ему позировать.

Написанную в 1888 году картину сразу же на Передвижной выставке купил для своего собрания Павел Третьяков.

Пустынник.. Вдумаемся в это слово. Кто же это такой? Наверное, это тот, кто ушел от мира, его забот и соблазнов, живёт вдали от всех в небольшом скиту, одинокой лесной избушке. Такой человек посвятил свою жизнь Богу, проводит дни в труде и молитвах.

Перед зрителем старец в черной монашеской одежде. Слегка согнувшись, опираясь на посох, бредет он берегом озера. На его седой голове монашеский головной убор, похожий на камилавку, ноги обуты в лапти. В его серебряной бороде и усах прячется улыбка. Да и глубоко посаженные, в паутине морщин, глаза тоже словно слегка улыбаются. От этого весь его облик становится как будто добрее. Чему улыбается пустынник? Своим мыслям, воспоминаниям, красоте всего Божьего мира? Совсем один, в этой лесной глуши, он не выглядит несчастным, оставленным. Видно, что походка его еще тверда, а во взгляде спокойствие и любовь. Старец медленно передвигается по дорожке над склоном. Нестеров не стремится приукрасить своего героя: его подрясник короток и помят, а взгляд говорит о том, что он многое повидал и испытал на своем веку.

Пустынник изображен на фоне типичного для картин Нестерова пейзажа: невзрачная растительность, неяркие тона, осень. На переднем плане, под ногами пустынника, черная от сырости тропинка. Вокруг нее трава и низкие кусты, уже потемневшие, умирающие от первых заморозков. Кое-где лежат небольшие островки снега. Самое высокое дерево на переднем плане – хрупкая, молодая елочка. Ее темно-зеленая хвоя символизирует вечную жизнь, неподвластную зимнему холоду. Справа у края полотна веточка рябины с ярко-красными гроздьями. На противоположном берегу озера, на склоне, среди пожелтевших кустов и пожухлой травы выделяются темные силуэты елей. Тот берег отражается в удивительно спокойной зеркальной глади воды. Над горизонтом узкая полоса невыразительного светло-серого неба. Всё это типичный вид средней или северной России. Пейзаж Нестерова называют одухотворенным: он создает общее настроение картины, выделяя при этом главного героя полотна.

Картина «Пустынник» дарит зрителю ощущение душевного покоя, полноты и красоты жизни. В ней художник сумел соединить в одном герое земное и небесное. И это заставляет зрителя поверить в возможность такой гармонии.

`

Пустынник

Пустынник