Анализ рассказа «Крыжовник» Чехова
История создания. Рассказ «Крыжовник» написан Чеховым в июле 1898 года. По одной из версий, его основой послужила история, рассказанная автору Л.Н. Толстым, о чиновнике, который всю жизнь копил деньги на парадный мундир, но умер, так и не надев его при жизни. Праздничный наряд надели на беднягу на похоронах.
Жанр произведения – рассказ, основанный на реальной истории. В нём - одна сюжетная линия, небольшой объём, малое количество героев.
Главные герои произведения – братья Чимша-Гималайские.
Старший брат - Иван Иваныч. Это немолодой человек, ветеринар по профессии. От его имени ведётся рассказ об исполнении мечты и о счастье обывателя.
Николай Иваныч — младший брат рассказчика, чиновник в казённой палате. Отец братьев был помещиком и имел небольшое имение, в котором мальчишки провели своё детство. После его смерти имение за долги забрали. Николай Иваныч, находясь на казённой службе с девятнадцати лет, мечтал жить в деревне и иметь свою усадебку с крыжовником. Для этой цели он всю свою жизнь копил деньги и во всём себе отказывал: одевался, как нищий, недоедал, недопивал. Женился Николай Иваныч поздно по расчёту на некрасивой женщине, обеспеченной вдове. Жену тоже ограничивал в тратах, а после её смерти, наконец-то приобрёл имение и стал жить в своё удовольствие. Однако достигнув обеспеченной жизни, он деградировал духовно.
Сюжет рассказа начинается с того, что два приятеля, Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин попадают в поле под дождь и решают переждать непогоду у знакомого помещика Алёхина.
Во время чаепития Чимша-Гималайский рассказывает историю жизни своего брата, у которого была мечта, и он сделал всё, чтобы добиться её. Спустя какое-то время Иван Иваныч навестил брата. Вместо скромного чиновника Николай превратился в настоящего самоуверенного барина, который ни в чём себе не отказывает и живёт с размахом. Вместе с тем, он стал равнодушным и бесчувственным человеком, которому нет никакого дела до бедных, несчастных, обездоленных, голодных людей за стенами его дома. С одной стороны – нет ничего плохого в достижении материальных благ, с другой стороны – безнравственно и эгоистично оставаться безучастным к тем, кто нуждается в помощи.
Вывод. Автор призывает не забывать творить добро, когда имеешь для этого силы и возможности; иначе жизнь сама напомнит об этом когда-нибудь, но уже в виде жестокого наказания. Смысл человеческого существования не материальные блага, а духовные.
10 класс
Анализ рассказа «Крыжовник»
Популярные сочинения
- Сочинение Человек и время (11 класс)
Когда-то очень давно моя бабушка рассказывала о том, что в ее детстве очень старый человек рассуждал про время. Он говорил ей о том, что время будет как бы сужаться, а люди останутся прежними, и от этого времени на всех людей будет не хватать.
- Сочинение Памятный день летних каникул 5 класс
Летние каникулы – самое долгожданное время года для каждого школьника. Этим летом, я провел свой незабываемый день. Солнце ярко светило, все вокруг казалось настолько ярким и красочным.
- Сочинение на тему Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина
«Господа Головлевы» является остросоциальным романом описывающим быт дворянства. Во времена крепостнического права наблюдалось не только разложение буржуазии, но и разложение семьи в целом.
- Сочинение Отношение Базарова к родителям
Основная проблема, затрагиваемая в произведении, заключается во взаимоотношениях двух поколений, молодого и старого.
- Сочинение Любовная лирика Тютчева 10 класс
Федор Иванович Тютчев - отечественный русский лирик, писатель, публицист, поэт. Поэт всегда отличался философскими взглядами на жизнь. У него большинство произведений о любви
- Сочинение Труд и человек
Труд – это сознательная деятельность, которая имеет определенную цель. Трудясь, мы получаем определенный результат, создаем что-то новое. Именно благодаря труду человек смог изменить окружающую среду