Эпилог и его роль в Преступлении и наказании (роман Достоевского)

Ф.М. Достоевский - писатель гениальный, виртуозный и одновременно страшный. Всех своих героев: и униженных и оскорблённых, и их оскорбителей, – он видит до таких глубин, на которые сам человек не погружается, ибо там кончается кислород и начинается анатомирование, распад на атомы.

Его герои, живущие сердцем, остаются человеческими типами, вполне доступными для читательского понимания и сострадания. Но там, где кто-то из них  начинает действовать умом, стремясь вывести закономерности, чтобы опереться на них, не жди добра, а будь готов к какой-нибудь теории о "крови по совести". 

Достоевский почему-то не видит возможности конструктивной умственной деятельности для созданных им персонажей. Если она кому и присуща в романе «Преступление и наказание», то, пожалуй, только следователю Порфирию Петровичу. Но ему это по должности положено.

У остальных же лиц романа, имеющих неодолимое влечение к рассуждениям и умозаключениям, это стремление явно болезненное, будто только нездоровые люди с патологиями сознания и имеют исключительное право думать и анализировать. И только их и надо слушать. Правда, при этом они обязательно заходят в тупик, мучаются от безысходности, заставляя читателей тоже страдать.

При этом эпилог произведения является выходом из сложного лабиринта человеческих историй,  переплетения их судеб, ужасающей внутренней борьбы главного героя с самим собой, способной свести с ума.

Эпилог рисует жизнь Родиона Раскольникова на каторге. Читатель уже теряет надежду на то, что он найдёт путь к обновлению. Раскаяние не приходит к герою, но туже затягивается петля оскорблённой гордыни. Преступнику не жаль ни своих жертв, ни самого себя, оказавшегося не сверхчеловеком, а «тварью дрожащей».

Но великий гуманист Достоевский убеждает, что к любому преступнику, в котором есть искра добра, придёт освобождение от духовной болезни, заблуждений и будет указан спасительный выход.

Так, Родиону Романовичу послана Соня. Её вера в евангельский призыв отдать душу за ближнего своего, молчаливая готовность идти на каторгу с попавшим в беду заблудшим человеком и не осуждать его пробили стену отчуждения.

Все люди на каторге полюбили Соню,  намного раньше оценив её самоотречение,  чем сам герой. А ему предстояло понять спасительную силу  любви только после её и своей болезни, страха потерять ставшего необходимым и близким ему человека.

На грани физического и духовного выздоровления Раскольникову  привиделся в бреду сон, будто весь мир попал в плен неведомой моровой язве. Спасение предстояло найти  немногим избранным.

 Но по какому признаку, они будут отобраны, было неизвестно. Истиной не обладал никто. Люди теряли рассудок, погибали. Добро и зло стали для них неразличимы.

После пробуждения Раскольников понял, что пережил в своей жизни  подлинный сон-бред, который, как пелена, спал с глаз. Началось духовное выздоровление и освобождение от чудовищной дьявольской теории о сверхчеловеке и твари дрожащей.

Герой поверил, что впереди у него целая жизнь, по которой он пойдёт не один. Круг одиночества был разомкнут и открыт путь к людям.

`

Эпилог и его роль в Преступлении и наказании

Эпилог и его роль в Преступлении и наказании

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Зима в лесу

    Зима удивительна во всех своих проявлениях, она загадочна и по-своему красива. Достаточно вспомнить зимнее утро, когда мороз щиплет лицо, и воздух, удивительно свежий. Или вечер, когда рано темнеет, и медленно падают крупные снежные хлопья

  • Законы тайги в рассказе Васюткино озеро Астафьева

    Писатель Виктор Петрович Асафьев родился в сибирской деревне Овсянка и прожил большую часть жизни в северном городе на Енисее – Красноярске. И в молодости, и в зрелые годы он много ходил по тайге и изучил её законы

  • Сочинение Коровьев в романе Мастер и Маргарита (образ и характеристика)

    Коровьев - персонаж романа М.А.Булгакова Мастер и Маргарита. Второе его имя - Фагот, так его величают в свите Воланда, где герой представлен правой рукой Воланда, главным его помощником.