Сочинение Кутейкин в комедии «Недоросль» (Характеристика и образ)

В знаменитой комедийной пьесе Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» достаточное количество ярких и уникальных второстепенных персонажей. К ним можно отнести всех невежественных учителей, нанятых Простаковой для своего сына. Пользуясь её малограмотностью, эти люди поступили к ней на службу, сами являясь полными профанами в каких-либо науках. Среди прочих, в роли преподавателя для Митрофанушки Простакова выступает бывший семинарист Кутейкин. В произведении не указывается его имя, лишь фамилия и отчество – Сидорыч.

Кутейкин бросил учебу в семинарии, даже не закончив первый курс и так и не став благочестивым и образованным священнослужителем. Причиной ухода из семинарии он объяснял своей боязнью утонуть в этой «бездне науки и мудрости». Так ничему толком и не научившись, он подался в преподаватели старославянского и русского языков. Впрочем, другие учителя Митрофана тоже не являлись профессионалами. Автор произведения очень серьезно относился к образованию молодого поколения в целом, и посредством этих горе-учителей хотел раскритиковать подобную систему обучения в юмористической форме.

Кутейкин, стараясь вставлять в свою речь старославянские обороты, тем не менее разговаривал, как простолюдин. Поэтому, все его выражения выглядели смешно и нелепо.

Образ Кутейкина в комедии – это неприкрытая карикатура на всех недобросовестных и не получивших должного образования священнослужителей. Даже в создании его фамилии автор использовал слово «кутя» - такое название носит поминальное кушанье, которое частенько вкушали попы, а их самих в народе с иронией называли «кутейками».

Характерные черты Кутейкина – это хитрость, изворотливость, жадность и непреодолимая тяга к наживе. Эти качества в полной мере проявляются в финале произведения, когда он, узнав, что Простакова намерена распустить всех учителей, начинает просить у них вознаграждение, которое не заслужил. Помимо алчности, Кутейкин ещё и довольно трусливый человек. Он очень быстро отказался от своих претензий в адрес госпожи Простаковой, побоявшись с ней конфликтовать.

За три года, которые он обучал Митрофанушку читать и писать, он так ничему и не смог его научить. Совесть его абсолютно не мучила, он считал, что это не его вина, а просто ученик ему достался глупый и ленивый. Хотя сам, так и не окончив семинарию и являясь попом-недоучкой, искренне считал, что имеет право преподавать.

Сочинение 2

В данном великолепном произведении образ Кутейкина показан в лице человека, который работал учителем русского и церковнославянского языка. До периода вступления на службу к Простаковой, стоит сказать, что данный герой был учеником семинарии, однако, он не окончил данного заведения. В образе данного героя видится некоторая насмешка самого автора относительно категории священников, которые не были сами до конца образованными, однако, брались за обучение людей. Стоит сказать, что из-за того, что герой привык употреблять в своей речи просторечия, и параллельно с этим, любил использовать в ней церковные цитаты, его слова, зачастую, казались нелепыми и несуразными.

Можно сказать о том, что фамилию автор соотнес к некому нарицательному слову «кутя», то есть к поминальному блюду, которое подавали в церкви. Основными чертами, которыми обладал данный персонаж, являлись хитрость, жадность и корысть. Несмотря на то, что мужчина является священнослужителем, и, казалось, должен быть честным и благородным, он ведет весьма корыстное существование, и это проявляется в том моменте, когда он требует платы, которой совершенно не заслужил. Писатель хотел поднять на рассмотрение огромную проблему, которая была связана с тем, что многие не до конца образованные попы брались обучать молодое поколение. Однако, они делали это совершенно несуразно и иррационально.

Когда Фонвизин только знакомил читателей с этим персонажем, то становилось ясным отношение писателя к нему. Ведь он показал устаревший образ мышления героя, которому он был подвержен. Стоит добавить и то, что автор хотел кардинальных изменений в системе, так как понимал, что процесс обучения – это сложный, системный подход, который требует от преподавателя того, чтобы он владел самыми обширными, разнообразными и всесторонними знаниями по своему предмету. Фонвизин подчеркивал и то, что попы не совсем подходили для научного разъяснения некоторых материалов по предметам, так как наука и религия, зачастую, шли абсолютно параллельно друг другу. Он не был против религии в целом, однако, считал, что для того, чтобы понять и данный комплекс видений и суждений, требовалось разграничивать временную долю, предназначенную для одних наук, от доли религиозных. Стоит отметить то, что произведение получилось очень ярким, насыщенным, интересным и поучительным. Оно заставляет задуматься о том, что система образования требует наличия хороших специалистов в ней.

Кутейкин в комедии «Недоросль»

Кутейкин в комедии «Недоросль»

Популярные сочинения

  • Сочинение Андрей Болконский в романе Война и мир (Образ и характеристика)

    Большое число различных персонажей изобразил в своем произведении Лев Николаевич Толстой «Война и мир». Все они имеют свой нрав, актуальные цели. Андрей Болконский представляется одним из самых красочных персонажей.

  • Жанровое своеобразие пьесы Горе от ума Грибоедова

    Произведение представляет собой сочетание нескольких родовых жанровых направленностей.

  • Сочинение на тему Народный характер в поэме Василий Теркин

    Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» стала произведением, ярко выражающим направление социалистического реализма. Военные события, описанные в ней, реальны

  • Образ города в поэме Медный всадник Пушкина

    Образ города Петербурга в поэме «Медный всадник» представлен автором с двух сторон, со стороны неповторимой красоты и величия, и другой совсем не парадная сторона, которая была не такой приметной и пугающей стороны мрачного города.

  • Анализ произведения Солнечный удар Бунина (11 класс)

    История создания. Увлеченный темой любви в 20-годы, И. А. Бунин приступает к созданию очередного рассказа на эту тему под названием «Солнечный удар». Об изданной истории любви читатель узнает из этого произведения

  • Сочинение на тему Компьютер в моей жизни

    Существует множество мнений насчёт того, как компьютер влияет на нас. Кто-то говорит, что он оказывает пагубное влияние на здоровье, в особенности на зрение. А кто-то придерживается точки зрения о том

  • Учитель моей мечты - сочинение рассуждение

    Учитель мой мечты – строгий, но справедливый. За провинность он наказывает, но за успехи не жалеет добрых слов. Учитель мечты раскрывает во мне способности к предмету, о которых я не подозреваю

  • Сочинение Мой папочка

    Мой папа любит мою маму и меня больше всех на свете. Мама выбрала моего папу за то, что он красивый, умный, трудолюбивый, ласковый, внимательный, не жадный. Папе не жалко маме денег. Она его даже об этом и не упрашивает.

  • Сочинение Мое отношение к Молчалину для 9 класса

    Грибоедов написал огромное количество разных произведений. И одним из них является «Горе от ума». Оно относится к жанру комедии. Все события происходили примерно в девятнадцатом веке

  • Сочинение Смелость и трусость в романе Война и мир

    Лев Николавич в своем произведении показывает человеческие проявления как смелости, так и трусости в военное время. Иногда он ставит аргументы, которые свидетельствуют о том или ином проявлении человеческой натуры