Лирические отступления в "Мертвых душах" (9 класс)
Необычное решение Н.В.Гоголя отнести своё произведение к жанру «поэма» не случайно. В «Мёртвых душах» наблюдается уникальное слияние лирического и эпического начал. Первое заметно в авторских отступлениях, посвящённых различным социальным и общественным темам, собирательным образам иностранцев той эпохи. Второе прослеживается в последовательности действия Чичикова и других персонажей.
Лирические отступления появляются в тексте, начиная с первой же главы. Автор заостряет внимание на непорядочности помещиков и делит их на два типа: «толстых» и «тонких». Одни занимают высокие должности, другие ведут простую, непринуждённую жизнь. Оба вида объединяют невежество и неграмотность.
В шестой главе читатель встречает философские рассуждения, посвященные юности. Н.В.Гоголь делится собственными впечатлениями о детстве, описывает приезд в деревню, обернувшийся в его глазах настоящим приключением. Он видел что-то исключительное в каждом, казалось бы, непримечательном событии, пытался угадывать судьбы прохожих. Автор сожалеет о том, что с годами человек становится равнодушным, без единой эмоции смотрит на то, что раньше вызывало в нём восхищение. Юность уходит, и невозможно заставить время замедлить свой бег.
Помимо помещиков, Н.В.Гоголь делит на два типа и писателей. К первому относятся те, кто изображают «прекрасного человека» и идеализируют общественные пороки. Это писатели, которые прячут, маскируют истинное положение дел, и добиваются этой лестью славы. Второй тип писателей – глашатаи правды, и участь их незавидна. В своих произведениях они расписывают мир без прикрас: его слабости, гниение и грехи; в самых тёмных, но реалистичных тонах показывают государство и сущность людей. Такого автора зачастую обвиняют в отсутствии таланта, ведь читателям не хочется видеть правду.
Важнейшее лирическое отступление поэмы «Мёртвые души» находится в последней главе. Автор расширяет пространство произведения. Начиная отрывок описанием приятного чувства, которое приносит быстрая езда, Н.В.Гоголь заканчивает его символическим образом всей Руси: стремящейся вдаль птицы-тройки. Это можно понять, как надежду и веру автора в возрождение величия русского народа.
Таким образом, лирические отступления в произведении «Мертвые души» имеет неоспоримую важность. Они не только способствуют раскрытию замысла поэмы, но и позволяют познакомиться с мышлением и мнением самого Н.В.Гоголя.
Лирические отступления в "Мертвых душах" (9 класс)
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Роль природы и пейзажа в рассказе Муму
Описаний природы и пейзажа в рассказе совсем немного. Обычно автор использует их чтобы раскрыть
- Сочинение на тему Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
Кажется, что только старшее поколение, со своим богатым опытом, может научить младшее чему-то важному. В принципе, так и происходит – учителя старше нас почти всегда: в школе, в Институте…
- Роль музыки в жизни человека - сочинение
С самого рождения маленький человечек окружен звуками, которые не только помогают ему ориентироваться в новом мире: голоса родных, звуки природы, даже телевизор привлекает внимание ребенка
- Сочинение Иван Кудряш в пьесе Гроза (Образ и характеристика)
Иван Кудряш – простой русский парень, душа нараспашку. Даже в звучании фамилии передается весь характер Ивана: озорной, свободолюбивый, хулиганистый. Кудри на голове придают ему некий задор и вызывают зависть
- Сочинение Мечты и стремления
Мечты… Мечтанья… Наверное, у каждого человека есть заветное желание, возможно даже нереальное, сказочное, но есть. И это хорошо. Ведь без мечты жизнь теряет смысл, она становится скучной
- Сочинение Письмо другу (подруге)
Приятного времени суток, Настя! Это письмо пишу тебе я – твой лагерный друг.