Лирические отступления в "Мертвых душах" (9 класс)

Необычное решение Н.В.Гоголя отнести своё произведение к жанру «поэма» не случайно. В «Мёртвых душах» наблюдается уникальное слияние лирического и эпического начал. Первое заметно в авторских отступлениях, посвящённых различным социальным и общественным темам, собирательным образам иностранцев той эпохи. Второе прослеживается в последовательности действия Чичикова и других персонажей.

Лирические отступления появляются в тексте, начиная с первой же главы. Автор заостряет внимание на непорядочности помещиков и делит их на два типа: «толстых» и «тонких». Одни занимают высокие должности, другие ведут простую, непринуждённую жизнь. Оба вида объединяют невежество и неграмотность.

В шестой главе читатель встречает философские рассуждения, посвященные юности. Н.В.Гоголь делится собственными впечатлениями о детстве, описывает приезд в деревню, обернувшийся в его глазах настоящим приключением. Он видел что-то исключительное в каждом, казалось бы, непримечательном событии, пытался угадывать судьбы прохожих. Автор сожалеет о том, что с годами человек становится равнодушным, без единой эмоции смотрит на то, что раньше вызывало в нём восхищение. Юность уходит, и невозможно заставить время замедлить свой бег.

Помимо помещиков, Н.В.Гоголь делит на два типа и писателей. К первому относятся те, кто изображают «прекрасного человека» и идеализируют общественные пороки. Это писатели, которые прячут, маскируют истинное положение дел, и добиваются этой лестью славы. Второй тип писателей – глашатаи правды, и участь их незавидна. В своих произведениях они расписывают мир без прикрас: его слабости, гниение и грехи; в самых тёмных, но реалистичных тонах показывают государство и сущность людей. Такого автора зачастую обвиняют в отсутствии таланта, ведь читателям не хочется видеть правду.

Важнейшее лирическое отступление поэмы «Мёртвые души» находится в последней главе. Автор расширяет пространство произведения. Начиная отрывок описанием приятного чувства, которое приносит быстрая езда, Н.В.Гоголь заканчивает его символическим образом всей Руси: стремящейся вдаль птицы-тройки. Это можно понять, как надежду и веру автора в возрождение величия русского народа.

Таким образом, лирические отступления в произведении «Мертвые души» имеет неоспоримую важность. Они не только способствуют раскрытию замысла поэмы, но и позволяют познакомиться с мышлением и мнением самого Н.В.Гоголя.

Лирические отступления в "Мертвых душах" (9 класс)

Лирические отступления в

Популярные сочинения