Лирические отступления в "Мертвых душах" (9 класс)
Необычное решение Н.В.Гоголя отнести своё произведение к жанру «поэма» не случайно. В «Мёртвых душах» наблюдается уникальное слияние лирического и эпического начал. Первое заметно в авторских отступлениях, посвящённых различным социальным и общественным темам, собирательным образам иностранцев той эпохи. Второе прослеживается в последовательности действия Чичикова и других персонажей.
Лирические отступления появляются в тексте, начиная с первой же главы. Автор заостряет внимание на непорядочности помещиков и делит их на два типа: «толстых» и «тонких». Одни занимают высокие должности, другие ведут простую, непринуждённую жизнь. Оба вида объединяют невежество и неграмотность.
В шестой главе читатель встречает философские рассуждения, посвященные юности. Н.В.Гоголь делится собственными впечатлениями о детстве, описывает приезд в деревню, обернувшийся в его глазах настоящим приключением. Он видел что-то исключительное в каждом, казалось бы, непримечательном событии, пытался угадывать судьбы прохожих. Автор сожалеет о том, что с годами человек становится равнодушным, без единой эмоции смотрит на то, что раньше вызывало в нём восхищение. Юность уходит, и невозможно заставить время замедлить свой бег.
Помимо помещиков, Н.В.Гоголь делит на два типа и писателей. К первому относятся те, кто изображают «прекрасного человека» и идеализируют общественные пороки. Это писатели, которые прячут, маскируют истинное положение дел, и добиваются этой лестью славы. Второй тип писателей – глашатаи правды, и участь их незавидна. В своих произведениях они расписывают мир без прикрас: его слабости, гниение и грехи; в самых тёмных, но реалистичных тонах показывают государство и сущность людей. Такого автора зачастую обвиняют в отсутствии таланта, ведь читателям не хочется видеть правду.
Важнейшее лирическое отступление поэмы «Мёртвые души» находится в последней главе. Автор расширяет пространство произведения. Начиная отрывок описанием приятного чувства, которое приносит быстрая езда, Н.В.Гоголь заканчивает его символическим образом всей Руси: стремящейся вдаль птицы-тройки. Это можно понять, как надежду и веру автора в возрождение величия русского народа.
Таким образом, лирические отступления в произведении «Мертвые души» имеет неоспоримую важность. Они не только способствуют раскрытию замысла поэмы, но и позволяют познакомиться с мышлением и мнением самого Н.В.Гоголя.
Лирические отступления в "Мертвых душах" (9 класс)
Популярные сочинения
- Почему я люблю читать книги - сочинение
Чтение книг — один из самых распространенных способов проведения досуга. Я очень люблю читать, так как это занятие дает мне уникальные чувства и переживания.
- Сочинение Дисциплина и сила воли
Самый сложный жизненный бой каждого человека – это бой с самим собой. Человеку проще противостоять кому-то. Не так сложно вести споры с родителями, семьей, друзьями, а тем более с врагами.
- Сравнение «Пророка» Пушкина и «Пророка» Лермонтова
Оба стихотворения написаны нашими великими поэтами. Произведение Пушкина, понятно, создано раньше, чем одноименное произведение Лермонтова. Разница в целых семьдесят пять лет! Целая человеческая жизнь…
- Сочинение-описание картины Сирень в корзине Кончаловского для 5, 7 класса
Мир цветов удивителен и богат. Этой теме уделяли и продолжают посвящать свои произведения представители разных областей искусства.
- Печорин - странный человек сочинение
Печорин главный литературный герой произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорина действительно считали странным человек, но это было связано лишь с тем, что его поступки никто не мог понять
- Сочинение Духовная культура
Часто культуру этикета и поведения сопоставляют и сравнивают с духовной культурой. И это не без основательно, ведь все навыки культурного поведения со столовыми приборами, в дипломатической компании