Анализ произведения Обломов (Гончаров)

Роман «Обломов» – одно из самых известных произведений И.А.Гончарова. Произведение является частью трилогии, в которую также входят «Обрыв» и «Обыкновенная история». Автор писал его с 1847 по 1859 гг, в этот же год роман вышел в свет в «Отечественных записках». Стоит сказать, что часть «Сон Обломова» вышла ещё в 1849 году в альманахе.

Роман состоит из 4 частей, каждая из которых поделена на главы. В первой части Гончаров описывает один день из жизни главного героя. Ленивый Обломов проводит на своём диване весь день, не вставая даже чтобы принять гостей. К нему заходят Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев и Тарантьев – это называют парад гостей. Стоит сказать, что каждый гость – это некий двойник Обломова.

Завершает первую часть глава «Сон Обломова». Это важная часть произведения, так как именно через Обломовку и детство Ильи Ильича читатель понимает «обломовщину» и цели главного героя, причины его поведения.

Вторая часть посвящена прибытию Штольца, лучшего друга Обломова. Андрей вытягивает героя из праздной жизни, возит по гостям и мероприятиям. Благодаря этому Илья Ильич встречает Ольгу Ильинскую и влюбляется в неё, а у девушки рождаются взаимные чувства. Вторая часть завершается признаниями героев друг другу и планами на дальнейшее будущее.

В третьей части писатель рассказывает о развитии отношений Ильи Обломова и Ольги Ильинской. В их отношениях описаны как моменты радости и расцвета любви, так и трудности. В конце части отношения заканчиваются, так как герои понимают, что идеализированные образы друг друга не соответствуют реальности.

В четвёртой части описано развитие жизней Ольги и Ильи раздельно. Ещё в конце 3 части Обломов встречает Агафью Пшеницыну, в которой видит что-то родное. Он начинает жить с ней и возвращается в то же состояние, в котором был в начале романа – ленивый, безынициативный. Агафья создаёт для него Обломовку. Ольга же выходит замуж за Андрея Штольца. В конце главы главный герой умирает.

4 части романа можно сравнить с 4 сезонами жизни Обломова: зима, весна, лето, осень соответственно, именно поэтому каждый период жизни сопровождается описанием пейзажа.

Изначально автор задумывал Обломова как полностью отрицательного героя, а Штольца – как полностью положительного. Но в итоге мнение автора не выражено чётко, а главный герой получился ленивым, но с большим добрым сердцем. Суть романа можно понять через анализ героев. Казалось бы, Илья Ильич ничего не делает и не стремиться ни к чему, но в его голове идут сложные мыслительные процессы. Его лень – протест обществу, жизнь которых строится на чинопочитании и связях. Герой мечтает о счастливой семейной жизни, какую он видел в детстве в Обломовке.

Главные герои романа – Илья Обломов, Андрей Штольц, Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Илья Ильич – заглавный герой. Он изображён безвольным героем, бездействие которого ведёт к увяданию и деградации личности. Он предпочитает спокойную жизнь, какую видел в своей семье. Несмотря на отрицательный портрет, внутренний мир героя сложен, Обломов постоянно в раздумьях об организации жизни. Штольц говорит про него «золотое сердце».

Андрей Штольц – антипод Обломову. Он энергичный, трудолюбивый, знает, чего хочет от жизни. Ему чужды пустые размышления, он привык действовать, осуществлять практическую деятельность. Несмотря на полное отличие, Андрей и Илья дружат с детства, первый помогает второму во всём и уважает в нём доброту и открытое сердце.

Ольга Ильинская – возлюбленная Ильи Обломова, а в последствии жена Андрея Штольца. Она решительная девушка с твёрдыми убеждениями, именно она мотивирует Обломова меняться. Она старается превратить его в волевую личность, соответствующую её желаниям. Потерпев поражение, девушка заканчивает отношения и выходит замуж за Штольца, с которым она обретает счастье.

Агафья Пшеницына – «жена» Ильи Обломова. Она вдова, живёт с помощью братьев. Её можно назвать противоположностью Ольге: она недалёкая, но добрая милая женщина. Она смогла устроить главному герою Обломовку, жизнь, о которой о мечтал.

Тема произведения – разрушающее действие «обломовщины», закоснелости на всё общество и каждую личность в целом, изменение общества в 18 в.

Главная проблема «Обломова» заключается в нежелании двигаться. Это касается не главного героя и его лени, а общества того времени, которое хотело, но не могло выйти из «сна», закоснелости и начать двигаться. Также в романе отражена проблема дружбы: в конце из-за семейной рутины Обломов и Штольц оказываются разведены. Дружба разбилась не о ссору, а о время. Проблема любви заключается в том, что Ольга пыталась изменить Обломова, устранить его плохие качества. Любовь и правда делает человека лучше, но вместе с отрицательными качествами героя уходили и положительные.

Идея произведения есть обломовщина и её влияние. Автор старался показать и положительные, и отрицательные стороны, чтобы читатель выбрал, что ему ближе: праздная обломовщина или реальность с её рутиной и материальностью. «Обломов» стало нарицательным для описания целого портрета человека.

Роман заканчивается смертью Ильи Ильича от апоплексического удара. Финал довольно мрачен, но он показывает результат лени и безвольности, главный герой просто потерял себя в праздной жизни. Он даже перестал мыслить о будущем, так как жизнь его мечты уже наступила.

Произведение учит тому, что только в действии человек ценен для общества. Он способен жить и мыслить, пока трудится и занимается саморазвитием. С Ольгой, которая старалась изменить Обломова, он мыслил, двигался. В тоже время с Агафьей герой погряз в отдыхе и «обломовщине». Таким образом, важно найти среднее между розовыми мечтами и рутинной реальностью.

Критика

Безусловно, роман подвергся критике, но в основном мнение критиков было положительным. Многие писали, что роман растянутый, в чём есть прелесть: ничто не мешает развитию сюжета, читатель погружается в мир Обломова. Добролюбов в своей статье рассмотрел каждого героя, конкретно Обломова он назвал естественным героем. Герцен назвал роман «длинной Одиссеей», говорил, что «время Онегиных и Печориных прошло» и лишних людей уже нет. Писарев говорил, что не считает Штольца за человека, а также что роман – глубокий анализ человеческой природы.

Анализ романа Обломов

Анализ романа Обломов

Популярные сочинения

  • Сочинение С чего начинается Родина

    Рассуждая на данную тему, прежде всего, необходимо рассмотреть понятие Родина. Это слово уводит в прошлое, оно связывает размышления с воспоминаниями о тех местах, где мы родились, воспитывались или проводили незабываемое врем

  • Сочинение Дон - моя любимая река

    Моя любимая река, конечно, Дон. У меня на Дону бабушка с дедушкой. Мне очень нравится эта река – она очень мощная, широкая, в ней много рыбы и по ней ходят корабли.

  • Сочинение Жизнь прожить - не поле перейти

    Наша жизнь - удивительный процесс, состоящий из сотен испытаний, некоторые из которых не просто сложны, а непреодолимы. Каждый день по своей природе уникален, он насыщен различными событиями

  • Сочинение Репетилов в комедии Горе от ума (образ и характеристика) Грибоедова

    Репетилов - один из второстепенных героев комедии А.С.Грибоедова Горе от ума. Впервые в произведении он появляется в 4 - ом действии на званном балу у Фамусова. Яркий запоминающийся

  • Сочинение-описание по картине Зимнее утро Грабаря (5 класс)

    Картина И.Э. Грабаря «Зимнее утро» - самое душевное творение автора. В неё он вложил всю свою любовь к такому времени года как зима. Сам Грабарь ещё с раннего детства ожидал зиму в надежде на чудо

  • Образ Аси тургеневской девушки сочинение

    Благодаря И. С. Тургеневу в литературе появилось понятие «тургеневская девушка», оно стало известно, после выхода в свет произведения «Ася». В нем писатель смог раскрыть образ девушки мечты

  • Сочинения по картинам Крымова

    Описания картин Крымова

  • Анализ рассказа Чудесный доктор Куприна

    Рождественский рассказ выходит в свет в 1897 году. Александр Иванович услышал его из уст приятеля банкира, замечательного, честного человека.

  • Сочинение на тему Пунктуация

    Пунктуация - это важный элемент письменной коммуникации, который помогает нам выражать свои мысли и идеи более точно и ясно. Она играет важную роль в языке, помогая нам разделять предложения, выделять ключевые слова и фразы

  • Сочинение Мой любимый уголок природы (5, 6, 7, 8, 9 класс)

    У каждого человека есть свою любимые уголки природы. Весенний луг, укромное место в парке или просто дачный участок. В таком заветном уголке можно остаться в тишине наедине со своими мыслями, помечтать, посмотреть на красоту природы.