Анализ произведения Челкаш Горького

Основа произведения, относящегося к раннему творчеству автора, представляет собой историю реального человека, услышанную писателем во время нахождения в лечебном заведении по причине болезни.

По жанровой направленности произведение является рассказом, отличительными признаками которого являются небольшой объем и основная сюжетная линия, связанная с главным героем, написанным в стиле реализма, ключевой тематикой которого представляется изображение человеческой судьбы в сочетании с взаимоотношениями людей, имеющих разные жизненные взгляды.

Композиционная структура рассказа выстраивается посредством трех глав и пролога, при этом сюжетные элементы располагаются с использованием логической последовательности. Особенностью композиционной структуры является ее обрамление в виде начала и окончания рассказа описанием морской картины.

Экспозицией рассказа, представленной в прологе, является изображение утреннего пейзажа и сцены знакомства с главным героем в образе Челкаша, завязка представляется в виде поисков героем своего помощника и встречи вора и Гаврилы. Развитием сюжетной линии становится описание автором попыток договориться о проведении рыбацкой ловли, затем осуществление кражи, а впоследствии кульминации в виде ссоры воров. Развязкой рассказа является разрыв отношений Челкаша и Гаврилы.

Главным героем рассказа является Челкаш, представленный в образе заядлого алкоголика, ловкого, смелого вора, мужчины среднего возраста, отличающегося неопрятным внешним видом, хотя имеющего достойное происхождение и в прошлом являющегося гвардейским солдатом. Герой представляется автором в качестве свободолюбивого романтика, имеющего собственные моральные принципы, отвергающего жадность, алчность, корыстолюбие, подлость и предательство.

Также главным персонажем произведения является Гаврила, изображенный в образе молодого бедного крестьянина, отличающегося, с одной стороны, наивностью, добродушием и доверчивостью, но с другой стороны, являющегося трусливым завистливым, жадным и алчным человеком, готовым ради денег на совершение убийства человека.

Помимо основной темы рассказа автором раскрывается также проблема свободы человека, а также нравственных отношений.

Среди художественных средств выражения в рассказе используется изображение пейзажных зарисовок, создающих своеобразное обрамление сюжетной линии. Символическое значение писателем придается образу моря, бесконечному, мощному и величественному, которое представляется в виде человеческой свободы, олицетворяя характер главного героя рассказа, его независимость и свободолюбие. Использование образа моря позволяет автору акцентировать внимание на противоположных характерных чертах героев произведения.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в необходимости проявления достойных положительных человеческих качеств в виде щедрости, душевности, доброты.

11 класс

Анализ произведения Челкаш

Анализ произведения Челкаш

Популярные сочинения

  • Сочинение Смысл названия произведения Горе от ума

    В романе «Горе от ума» А.С. Грибоедов сталкивает людей с совершенно противоположными взглядами. Они будто из разных миров. Речь идет о главных героях произведения – Чацком и Фамусове.

  • Сочинения по картинам Ромадина

    Николай Ромадин великий художник, который писал превосходные картины в стиле пейзаж. Он прекрасно чувствовал советскую природу, смог отобразить ее величие и разнообразие. Именно из-за своего великого таланта, Николай стал великим художником

  • Маша Миронова из произведения Капитанская дочка Пушкина (Образ и характеристика)

    Мария Миронова является одной из ключевых фигур романа Александра Сергеевича. Именно в честь этой девушки был назван сей роман. Характер Марии многогранен и очень интерес. Анализируя ее характерные черты

  • Сочинение на тему Что такое Культура

    Какой же смысл несёт в себе слово «культура»? Это понятие имеет множество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В целом, культурой принято называть аспекты

  • Сочинение по произведению Кавказский пленник Толстого (5 класс)

    В рассказе автор противопоставляет две манеры поведения, которые воплощены в образа х главных героев – офицеров, оказавшихся в плену. Весте с тем, Толстой, на примере Жилина, дает идеальный, по его мнению, образ отношения к жизни и окружающим.

  • Сочинение Зачем человеку друзья? 5 класс

    В жизни каждого человека должны быть друзья. Кто бы что ни говорил, но друзья играют большую роль. Они могут поддержать в трудный момент, дать совет или составить компанию. Но обо всём по порядку.