Анализ произведения Челкаш Горького

Основа произведения, относящегося к раннему творчеству автора, представляет собой историю реального человека, услышанную писателем во время нахождения в лечебном заведении по причине болезни.

По жанровой направленности произведение является рассказом, отличительными признаками которого являются небольшой объем и основная сюжетная линия, связанная с главным героем, написанным в стиле реализма, ключевой тематикой которого представляется изображение человеческой судьбы в сочетании с взаимоотношениями людей, имеющих разные жизненные взгляды.

Композиционная структура рассказа выстраивается посредством трех глав и пролога, при этом сюжетные элементы располагаются с использованием логической последовательности. Особенностью композиционной структуры является ее обрамление в виде начала и окончания рассказа описанием морской картины.

Экспозицией рассказа, представленной в прологе, является изображение утреннего пейзажа и сцены знакомства с главным героем в образе Челкаша, завязка представляется в виде поисков героем своего помощника и встречи вора и Гаврилы. Развитием сюжетной линии становится описание автором попыток договориться о проведении рыбацкой ловли, затем осуществление кражи, а впоследствии кульминации в виде ссоры воров. Развязкой рассказа является разрыв отношений Челкаша и Гаврилы.

Главным героем рассказа является Челкаш, представленный в образе заядлого алкоголика, ловкого, смелого вора, мужчины среднего возраста, отличающегося неопрятным внешним видом, хотя имеющего достойное происхождение и в прошлом являющегося гвардейским солдатом. Герой представляется автором в качестве свободолюбивого романтика, имеющего собственные моральные принципы, отвергающего жадность, алчность, корыстолюбие, подлость и предательство.

Также главным персонажем произведения является Гаврила, изображенный в образе молодого бедного крестьянина, отличающегося, с одной стороны, наивностью, добродушием и доверчивостью, но с другой стороны, являющегося трусливым завистливым, жадным и алчным человеком, готовым ради денег на совершение убийства человека.

Помимо основной темы рассказа автором раскрывается также проблема свободы человека, а также нравственных отношений.

Среди художественных средств выражения в рассказе используется изображение пейзажных зарисовок, создающих своеобразное обрамление сюжетной линии. Символическое значение писателем придается образу моря, бесконечному, мощному и величественному, которое представляется в виде человеческой свободы, олицетворяя характер главного героя рассказа, его независимость и свободолюбие. Использование образа моря позволяет автору акцентировать внимание на противоположных характерных чертах героев произведения.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в необходимости проявления достойных положительных человеческих качеств в виде щедрости, душевности, доброты.

11 класс

`

Анализ произведения Челкаш

Анализ произведения Челкаш

Популярные сочинения

  • Лучший день в школе - сочинение

    Лучший день в школе у каждого определяется по собственным критериям. Мой наступил в момент первого входа в стены школы. 1 сентября в семь лет стало чем-то невероятным

  • Нужны ли России Базаровы? - сочинение 10 класс

    Перечитывая эпохальное произведение Ивана Тургенева «Отцы и дети», я часто задаюсь вопросом, ставшим для меня в какой-то мере наболевшим и до жути парадоксальным. Что такое вообще этот Базаров?

  • Сочинение по картине Одуванчики Левитана (7 класс)

    Картина «Одуванчики» известного русского художника Исаака Ильича Левитана, написанная им в 1889 году в небольшом городке Плес, расположенном на Волге, до настоящего времени считается настоящей жемчужиной среди картин – натюрмортов.