Анализ комедии «Горе от ума» Грибоедов (9 класс)

Жанровая направленность произведения представляется сочетанием элементов нескольких литературных стилей: классицизм, романтизм и реализм.

Классицизм заключается в единстве действия, места и времени с использованием говорящих фамилий. Романтизм проявляется в наличии в комедии одинокого главного героя, превосходящего окружающее общество с точки зрения моральных принципов, но имеющего меньшее влияние, соответственно, вступающего в конфликт с людьми и терпящего сокрушительное поражение. Реализм заключается во включении в повествовательное действие значительное количество персонажей, являющихся достаточно органичными и типичными.

Комедия отличается использованием автором своеобразных художественных методов, представленных в форме комических несоответствий, легкого, народного, разговорного языка, наполненного крылатыми выражениями, комическими амплуа персонажей.

Стихотворным размером произведения автор выбирает ямб.

Смысловое значение комедии заключается в явном обладании главного героя умственными способностями, однако последствиями данного факта становятся не общественное признание Чацкого, а его нравственные страдания из-за причисления его к сумасшедшим. Соответственно, название комедии является обличением двойных стандартов московского дворянского общества.

Композиционная структура произведения является проявлением классицизма, поскольку сюжетная линия состоит из четырех действий, первое из которых представляется экспозицией и знакомством с действующими лицами, второе – завязку конфликта пьесы, третье – кульминацию, а четвертое – финальное завершение в виде изображение дальнейшей судьбы персонажей.

Главным конфликтом пьесы, помимо любовного, является социальное противостояние нынешнего века и минувшего.

Ключевыми персонажами комедии являются Чацкий, Фамусов, Молчалин и Софья, отношения которых лежат в основе сюжетной линии.

В произведении раскрывается много актуальных и в настоящее время тем, ключевыми из которых являются взаимоотношения поколений, дворянские нравы, любовь в жизни лишнего человека, искажение русского языка и традиций, дальнейшее развитие страны.

Основной смысл пьесы заключается в авторском осуждении невежества и пошлости, в необходимости борьбы за собственные идеалы, моральные принципы и преодоления жизненных трудностей.

Анализ 2

Комедия "Горе от ума" держится каким-то особняком в литературе. Она как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед. Отчего же это, и что такое вообще это "Горе от ума"? 1

Как появился замысел пьесы, достоверно неизвестно. Однако существует версия, согласно которой замысел возник в городе Таври́з где-то к концу первого десятилетия XIX века (1818-1820). К созданию комедии Грибоедов приступил в 1822 году. Тогда он находился на Кавказе, в Тифлисе, по службе и был в роли дипломата при генерале Алексее Петровиче Ермолове. Пьеса была готова к осени 1824 года в Петербурге, но из-за цензуры вышла в печать не в полном виде в альманахе "Русская Талия на 1825 год". Полностью она была опубликована в 1862 году, хотя и до этого была широко известна благодаря её первой постановке в 1831 году: рукописи расходились тысячами по всей России.

"Горе от ума" сочетает в себе два диаметрально противоположных жанра. Грибоедов назвал пьесу комедией, но ничего такого, что могло бы вызвать смех или улыбку, в ней нет. Напротив, её конец трагический, и в ней в целом много драматических моментов. С современной точки зрения это драма, но тогда в связи с отсутствием данного понятия она называлась "высокой" комедией, что было равноценно трагедии.

Главные герои пьесы:

  • Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казённом доме
  • Софья Павловна Фамусова, его дочь
  • Лиза, служанка в доме Фамусова
  • Алексей Степанович Молчалин, секретарь, живёт в доме Фамусова
  • Александр Андреевич Чацкий, молодой дворянин
  • Сергей Сергеевич Скалозуб, полковник
  • Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович Горичи, супруги
  • Тухоуховские, семья князей: супруги и шесть дочерей
  • Хрюмины: бабушка и внучка – графини
  • Антон Антонович Загорецкий
  • Репетилов

Второстепенные герои пьесы:

  • Господа N и D
  • Слуги
  • Гости, лакеи
  • Официанты Фамусова

Герои делятся на два лагеря: фамусовский (все герои во главе с Фамусовым) и лагерь Чацкого (сам Чацкий и упоминаемые лица: племянник Тугоуховской, двоюрный брат Скалозуба)

Чацкий Александр Андреевич среди всех героев - единственный положительный герой. Он остёр, умён, искренен. Его взгляды противопоставлены с принятыми общественными взглядами – на этом конфликте и держится вся комедия вплоть до последнего действия. Стоит отметить, что изначальный вариант его фамилии – "Чадский", от слова "чад, чадо" – "дитя, ребёнок". Это отсылка указывает на некую оторванность Чацкого от реальности, его романтизм, который как раз и раскрывается в последнем действии.

Фамусов Павел Афанасьевич – главный оппонент Чацкого, лицемер, льстец, хранитель старых традиций. В человеке ему нужны лишь положение в обществе, успехи в жизни, карьера. Его главная черта – зависимость от общественного мнения, что показывается в его фамилии: Фамусов от латинского "fama" – "молва". Даже в конце, после финального монолога Чацкого, его волнует всё то же:

Ах! Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!

Софья – личность, далеко не однозначная. Воспитанная в фамусовской и, можно сказать, французской среде романов и нанимаемых учителей, она в то же время не боится общественного мнения и может выразить своё. Она наблюдательна, осторожна, но злопамятна, иронична. Однако всё же она выбирает Молчалина, а не Чацкого, свою давнюю любовь, и именно она пустила слух о его психическом нездоровии; фамусовское начало в ней преобладает над её личным. Это иронично отражается в её имени, обозначающем "мудрость".

Молчалин – лживый, послушный, низкий человек. Он не имеет своих собственных взглядов и, более того, уверен, что этого он не должен "сметь" делать. Вся жизнь его заключена в подчинении, зависимости от других ради своего продвижения. Он не может жить самостоятельно и давно уже приноровился "угождать всем людям без изъятья". Но, увы, именно такой вариант более выигрышный; "Молчалины блаженствуют на свете!" – горько замечает Чацкий.

Стоит ли говорить о других героях? Вернее, услышим ли мы о них что-нибудь новое? Все их черты и характеры уже раскрыты здесь, в трёх главных героях. Скалозуб, Горичи, Тугоуховские – все они такие же пустые, безнравственные, душевно бедные люди, как и Фамусов, и Молчалин. Говоря об одном герое, мы одновременно говорим о них всех.

Сюжет "Горя от ума" имеет линейную структуру.

Первое действие

Просыпается Лиза. Её сон был не очень хороший: Софья ждала Молчалина, а ей было поручено сделать так, чтобы никто не узнал об их встрече. Лиза, постучавшись, предупреждает девушку, что уже утро. Чтобы разбудить их быстрее, она переводит часы; они играют. Фамусов замечает Лизу и заигрывает с ней. Но их прерывает Софья; Фамусов ретируется. Лиза выговаривает Софью в неосторожности, Софья и Молчалин расходятся. Фамусов выходит снова и спрашивает, почему Молчалин тут в столь раннее время. Молчалин отвечает, что только закончил утренний моцион и зашёл к Софье, но Фамусов, несмотря на это, отчитывает дочь за то, что увидел ее, девушку, ещё совсем невинную, с мужчиной. Лиза советует Софье держать ухо востро и остерегаться сплетен, но Софью они не пугают. Лиза думает, что её роман с Молчалиным не получат дальнейшего развития: Фамусов любыми средствами воспрепятствует её браку на человеке без состояния. Для отца единственный хороший вариант -  полковник Скалозуба: "И золотой мешок, и метит в генералы". Софья лучше бы покончила с собой, чем вышла бы замуж за глупого Скалозуба. Лиза вспоминает её бывшую любовь – весёлого, задорного и умного юношу Чацкого. Но для Софьи это дружба и совпадение – не более. К этому времени как раз прибывает Чацкий. Он замечает, как равнодушно встречает его Софья, но девушка утверждает обратное. Чацкий погружается в воспоминания о прошлом, Софья говорит, что всё это "ребячество". Чацкий видит, как стеснена Софья, и расспрашивает, не полюбила ли она другого. Девушка говорит, что растеряна из-за него самого. Возвращается Фамусов, и Чацкий заводит беседу с ним. Он восторгается Софьей, признаётся, что тех, кто мог сравняться с ней, просто нет. Фамусов задумывается, не попросится ли он к Софье, и после его ухода продолжает размышлять, кто именно: Чацкий или Молчалин - любим ей.

Второе действие

Фамусов указывает слуге письменный распорядок недели и после снова заговаривает с вернувшимся Чацким. Юноша спрашивает, как Павел Афанасьевич отреагировал на его брак с Софьей. Фамусов говорит, в первую очередь дал бы наставление посвятить себя государству и продвинуться в обществ. "Служить бы рад, прислуживаться тошно" – отвечает Чацкий. Для Фамусова это слова гордеца; он вспоминает своего дядю Максима Петровича, умевшего подслуживаться; в этом он видит главное в мужчине. Чацкий сопоставляет прошедшие и настоящие времена и критикует фамусовское поколение за то, что они формируют мнение о человеке, смотря на его состояние. Тем временем слуга Фамусова сообщает о прибытии Скалозуба. Павел Афанасьевич просит Чацкого не вольнодумствовать и уходит принимать генерала. Мужчины разговаривают о двоюрном брате Скалозуба, благодаря ему далеко продвинувшимся по службе, но незадолго до высокого чина уехавшего в деревню Фамусов восхищен Скалозубом – точнее, его успехами. Но Скалозуб  хочет "достать" звание генерала. В диалог врывается Чацкий, Фамусов осуждает вольность его мыслей и отказ от службы. Чацкий отвечает, что не Фамусову его судить: в его среде нет идеалов для следования за ними, есть ненависть свободы и ветхие нравы, не принимаемые им. Чацкого возмущает, что в дворянском обществе сторонятся тех, которые отдаёт себя образованию, искусству, а не званиям, и от неприкрытой порочности их спасает лишь мундир. Внезапно картина меняется. Софья, напуганная падением Молчалина, теряет сознание. Лиза старается помочь ей придти в себя - Чацкий видит, что Молчалин вовсе не пострадал, и понимает, что Софья зря тревожится о нём. Девушка, очнувшись, спрашивает о Молчалине. Чацкий спокойно отвечает, что с тем ничего серьёзного не случилось; Софья обвиняет его в равнодушии. Это даёт понять Чацкому, кому отдана девушка. Пришедший Молчалин упрекает Софью за её чрезмерную искренность и пугается слухов; Софье же мнение людей безразлично. Лиза советует Софье поиграться  с Чацким, чтобы опровергнуть его подозрения. Когда Софья уходит, юноша заигрывает с Лизой.

Третье действие

Чацкий пытается выдавить у Софьи, кто поселился в её сердце: Молчалин или Скалозуб. Софья отклоняется от ответа. Чацкий признаётся, что из-за своей любви теряет рассудок. В диалоге узнаётся, что Софья ценит в Молчалине тихий характер и робкость, но вновь не говорит прямо о своих чувствах к нему. Чацкий остаётся без ответа. Идут подготовки к балу, все съезжаются гости: семья Тугоуховских, Хромины, Антон Антонович Загорецкий, свояченница Фамусова Хлёстова. Молчалин расхваливает её питомца. Чацкий, заметивший это, смеётся. Софья думает о высокомерии и злобе Чацкого. С ней заговаривает господин N; Софья сообщает ему, что Чацкий психически болен. Это быстро становится известным на балу. А самого Чацкого, прибывшего в дом Фамусова, все избегают его; сам Фамусов видит в нём явные симптомы сумашествия. Чацкий мучится "миллионом терзаний груди от дружеских тисков"; ему некомфортно в такой обстановке, он недоволен иностранной Москвой. Его озадачила встреча в соседней комнате с "французиком из Бордо". Он боялся, что попадёт в одичалую страну, но его приняли радушно, и ничего русского не увидел, будто вернулся во Францию. От этого ему противно, но к концу монолога он оказался один; вокруг танцевали и играли в карты.

Четвёртое действие

Бал окончен, гости уезжают; среди них и Чацкий. Его надежды развеялись. Он не понимает, почему все видят в нём умалишённого, кто начал эту сплетню, знает ли об этом Софья, не понимая что именно она и пустила его. Но в этот момент появляется Софья, и Чацкий, спрятавшись за колонну, случайно подслушивает разговор Молчалина и Лизы. В Софье юношу интересует лишь то, что она дочь Фамусова, содержащего его, а Лиза нравится ему намного больше. Но Софья всё слышит. Молчалин извиняется, Софья требует оставить дом утром – в противном случае она донесёт отцу. Вышедший Чацкий укоряет Софью в её бессмысленной измене. Но девушка сама не видела настоящего Молчалина. Прибегают разбуженные Фамусов со слугами и находят пару. Увиденное потрясает отца: Софья сама рассказала всем о безумии Чацкого и сейчас снова сошлась с ним. В замешательстве он грозится отправить Лизу "в избу", а Софью – "в Саратов". Чацкий понимает, кто всё это начал. Его надежды разрушены. Он желал счастья с Софьей, "летел" к ней одной, но мечты оказались ложными: детская любовь для Софьи, которой "дышал и жил" Чацкий, – ничто. Но теперь всё ясно, он не сожалеет о разрыве, осознаёт, что в её окружении он лишний и покидает дом. Фамусов обеспокоен одним: "Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!".

Собственно, в последнем действии и заложена идея произведения. Пьеса держится на конфликте старых и новых нравов, идеалов, мнений. Именно Грибоедов стоит в ряду зачинателей типа лишнего человека в литературе – представителя светского общества, отрицающего его нормы и правила, живущего по правильным, чуждым им идеалам. И именно эта комедия определила судьбу лишнего человека в обществе:

Судьба, проказница-шалунья,
Определила так сама:
Всем глупым – счастье от безумья,
Всем умным – горе от ума 2

1 И.А.Гончаров. Мильон терзаний. Критический этюд
2 Эпиграф к комедии. Авторство не установлено, но точно известно, что он написан не Грибоедовым

Анализ комедии «Горе от ума»

Анализ комедии «Горе от ума»

Популярные сочинения