Сочинение на тему Чацкий и Фамусовское общество (9 класс)

В произведении «Горе от ума» Грибоедов описывает события, которые происходят в России после разгрома наполеоновской армии. В эту эпоху взаимоотношения представителей дворянства, которые придерживаются вековых устоев, и прогрессивной молодежью напряжены. Общество здесь представлено Фамусовым, и ему идеологически противостоит Чацкий.

Чацкий олицетворяет собой прогрессивного человека того времени. Его совсем не беспокоит, какое количество людей верит ему и поддерживает, он просто верит  в искренность своих слов, а значит никто и ничто не смогут его переубедить. Его непохожесть на других представителей фамусовского общества, как протестанта и мечтателя, призывает прислушаться местных обывателей к его убеждениям. Речь его пряма, горяча и страстна и ею Чацкий приносит огромный ущерб фамусовскому обществу.

Чацкий осознает отверженность от фамусовского общества, превосходно понимает свою экстраординарность. Ведь представитель фамусовского мира не должен иметь собственного мнения, оно руководствуется только мнением общества. С негодованием обвиняет Чацкий крепостников в жестоких нравах и произволе.  Его идеал – это самостоятельная, свободная, просвещенная личность.

В фамусовском обществе не ценятся человеческие достоинства, здесь силу имеют власть и богатство, здесь вовсю стремятся к деньгам, званиям, положению в обществе. Угодничество, фальшь, открыто превозносят как добродетель. Человек здесь может достигнуть успеха разными путями, уничижительными и святотатственными, недозволительными для нравственного и благородного человека.

Всю объективную оценку фамусовских «друзей» и «близких» можно дать на балу, там они показывают свое отношение к друг к другу.  Читатель видит мелкоту душ тупоголовых злословников, кичливых и болтливых бездельников. Чацкий видит в них «мучителей толпу».

Противники образования не умеющие мыслить самостоятельно, придерживаются лишь публичных понятий, их сплачивает только бескомпромиссная ненавистная вражда к людям с прогрессивным суждением, неподвластности мнений, интеллектуальности Чацкого.

Тщеславясь привязанностью к Москве и Отчизне, эти патриоты» силятся показать, как чуждо и постыло им засилье чужеземщины в родном городе.

Но что в действительности видит читатель? «Тоску и охаянье, и стон» по Франции, чтение – французские романы, песнопения – французские романсы. Учителя – французские гувернеры.

Подводя итог, можно сказать, что произведение затрагивает «вечные» тематики проблем, актуальные и по нынешний день. Избирая комичные и многозначительные фамилии действующим лицам, Грибоедов предлагает не только высмеять их, а также призадуматься над их обличием.

Сочинение 2

Автор сатирической комедийной пьесы «Горе от ума» рассматривает проблемы взаимодействия двух поколений, разницы в убеждениях, принципах и взглядах их представителей. Фамусовское общество является воплощением светского общества Москвы девятнадцатого века. Прогрессивная молодежь нашла свое отражение лишь в единственном герое произведения – Александре Чацком.

Чацкий долгое время жил за границей, получал образование и успел отвыкнуть от России. Вернувшись назад, он сталкивается с непониманием со стороны большинства населения страны, которое в произведении представлено Фамусовским обществом.

Чацкий обладал чувством собственного достоинства, стремился к свободе, был честным, принципиальным молодым человеком, с либеральными взглядами.

Фамусов и люди, окружавшие его, наоборот, были приверженцами устарелых принципов и норм поведения. Прежде всего, они стремились к собственному комфорту, безопасности. Светское общество Москвы девятнадцатого века отличалось лицемерием, чинопочитанием; стремлением к престижным должностям, не видя преград в виде, например, взяточничества для достижения их корыстных целей. Так и Павел Афанасьевич представлял собой типичного чиновника, бюрократа, который видел во всех задачах лишь материальную выгоду. В отличие от него, Александр был действительно патриотом, противником закрепощения крестьян, сторонником равноправия.

Речи Александра, наполненные желанием перемен и стремлением к свободе, ужасали представителей светского общества. Они были не готовы распрощаться с комфортной жизнью и с легкостью ликвидировали раздражавшего их Чацкого, назвав его умственно-отсталым и перестав уделять ему должное внимание.

Александр был огорчен мировоззрением жителей Москвы и был вынужден снова покинуть страну. Не найдя поддержки своих идей со стороны населения России, Чацкий не смог достучаться до умов, которые даже не хотели воспринимать информацию о возможных переменах. Герой искренне не понимал, почему люди не хотят жить в интеллигентном обществе, менять жизнь к лучшему. Ответ крылся в том, что общество было не готово к настолько кардинальным переменам, но, не смотря на это, спустя какое-то время в России все равно стал меняться государственный строй.

Чацкий проигрывает спор с обществом Фамусова, но из спора выходит победителем с моральной стороны. У него становится больше последователей, лишенных стереотипов и обладающих такими же внутренними устоями, как и сам Александр.

Грибоедов иронично высмеивал светское общество России два столетия назад, однако, описанные им пороки и в наши дни всё ещё не перестали существовать.

Рассуждение

Знаменитая комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» написана более двухсот лет назад. В ней очень чётко виден конфликт между поколениями, а также между представителями двух непримиримых сторон. Они показаны в пьесе как век нынешний и век минувший. Вспомним, что такое конфликт в литературном произведении. Это, прежде всего, острое столкновение двух противоположных взглядов на общество, между которыми невозможно примирение или компромисс. Конфликт не может быть разрешён мирно, побеждённые герои покидают место действия.

Работая над своей пьесой, гениальный писатель и дипломат, конечно, понимал, что подобного столкновения не смогут избежать и его главные участники: Чацкий и фамусовское общество. Рассмотрим сначала точку зрения Чацкого. Он, как представитель молодого и прогрессивного поколения, утверждал, что каждый должен на службе заниматься своими прямыми обязанностями, относиться к ним с ответственностью. «Когда в делах, я от веселий прячусь», - отвечает герой Молчалину. Традиции «века минувшего», где процветали ложь, подхалимство, лесть, рабство и раболепие Чацкий считает утратившими свою актуальность в современном обществе, глупыми и унизительными. «Хоть есть охотники поподличать везде, да нынче смех страшит и держит стыд в узде; недаром жалуют их скупо государи», - полагает главный герой.

Однако, как мы видим по развернувшемуся противостоянию, это далеко не так. Людей с похожими взглядами совсем немного. В отличие от них фамусовское общество представлено многочисленными персонажами. Это Фамусов – хозяин дома, управляющий департаментом, его гости: Тугоуховские, Хрюмина, Горичи, Софья, Молчалин, Скалозуб. Все они, независимо от возраста и рода занятий считают, что традиции московского общества незыблемы, и их необходимо оберегать от таких, как Чацкий. В их среде принято не иметь своего мнения, а считаться с взглядами вышестоящих, можно считаться приличным человеком, но с домашними и людьми ниже рангом обращаться пренебрежительно, неблагородно. Понятие чести у них распространяется не на всех, а только на властных и богатых. Поэтому сначала отец Софьи, а затем и другие вступают в открытый конфликт с молодым героем, они считают его взгляды революционными, то есть преступными. Одни отмахиваются от него, другие злобно нападают. Но самый сильный удар наносит девушка, которую он любит. Софья пускает сплетню, о том, что Чацкий сумасшедший. Это обезоруживает молодого человека, он понимает, что быть среди таких людей, ему подобно смерти. «Вы правы: из огня тот выйдет невредим, кто с вами день пробыть успеет», - в отчаянии восклицает герой.

Таким образом, мы видим, как фамусовское общество вступает в конфликт с Чацким, и здесь не может быть победителей. Герой покидает негостеприимный дом и уезжает из Москвы.

Чацкий и Фамусовское общество

Чацкий и Фамусовское общество

Популярные сочинения

  • Сочинение Первый снег

    Как прекрасен первый снег! Природа погружается в белую сказку. Земля радостно ждет того момента, когда ее укроет мягкая пелена пушистого снега. День с каждым днем становится короче, но это не омрачает счастливые лица людей. Все ждут праздника!

  • Сочинение Моя мама

    Мама, мамочка, родная – какими еще нежностями можно охарактеризовать самого драгоценного человека в мире не только для меня, но и для всех любящих ее детей.

  • Чем отличается критика Добролюбова и Писарева в оценке пьесы Гроза, сравнение статей

    Выход пьесы Островского А.Н. «Гроза» приходится на период предстоящей в России отмены крепостного права, обусловившей возникновение в общественно-политической жизни активное противостояние.

  • Письмо Татьяны к Онегину сочинение для 9 класс

    Татьяна Ларина героиня романа Пушкина А.С. родилась и выросла в деревенской глуши, но воспитывалась на французских романах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что она оказалась мечтательницей, не умеющей лукавить.

  • Сочинения по творчеству Андерсена

    Сочинения по произведений Андерсена

  • Сочинение про Семью

    Семья – это люди, которые любят и принимают тебя таким, какой ты есть. Жизнь очень непростая штука. Порой в ней случаются неудачи, неприятности и кризисы. Человек один не в состоянии это преодолеть

  • Сочинение Глаза - зеркало души

    Знали ли вы, что именно глаза являются основным органом чувств? Благодаря зрению мы познаём более чем девяносто процентов окружающего мира. Однако это кажется нам настолько привычным

  • Сочинение по картине Вербы в половодье Ромадина (описание 5 класс)

    Казалось бы, весна – одно из самых романтичных времен года. Однако картина Ромадина показывает нам обратное. Весна (особенно ранняя) также может быть и опасной – реки выходят из берегов

  • Сочинение Мой класс (ученики)

    У каждого свой класс уникальный, как отпечаток пальца на руке. Кому-то нравится свой класс, а кому-то он может доставлять какой либо дискомфорт и даже не уважение. Кто-то любит свой класс, и он рад за то, что он учиться с этими ребятами.

  • Сочинения по фото Камчатский Бурый Медведь 5 класс

    Фото из учебника показывает красивого косолапого медведя, который стоит на фоне осеннего леса. У медведя большая и круглая голова, его шерсть буро-рыжая, и лапы иссиня-черные. Он выглядит очень внимательным, взгляд медведя ничего не упустит.