Сочинение Конфликты в пьесе Горе от ума

В соответствии с литературными традициями комедия относится к первой русской реалистической пьесе, поскольку главным отступлением от классицизма является авторский отказ от единства действия и раскрытие нескольких конфликтов, представляющихся в виде любовного и социального.

Любовная интрига является второстепенным конфликтом пьесы, поскольку социальный конфликт представляет собой ключевую основу.

Любовная тема проявляется уже в начале произведения и перед читателем в экспозиции представляется любовный треугольник в лице Софьи, Молчалина и Чацкого, при этом одновременно с появлением в фамусовском доме главного героя начинает разворачиваться социальный конфликт. Тем самым повествование сочетает в себе сразу же две сюжетных композиции, находящиеся в тесной взаимосвязи, что является отличительным своеобразием произведения. Кроме того, автор использует в целях повышения комедийности произведения включение в содержание еще двух любовных взаимоотношений с участием служанки Лизы и буфетчика Петруши.

Основа социального конфликта в пьесе заключается в противоборстве минувшего и нынешнего веков, которые представляются как прогрессивное и консервативное дворянство. Главный герой пьесы в лице Чацкого является единственным представителем прогрессивных людей, страстно убежденного в необходимости служения делу и опровергающего нравственные идеалы фамусовского общества, которое существует в постоянном приспособлении с целью получения чинов, дополнительных доходов и других материальных выгод.

Основным представителем консервативного поколения является Фамусов, представленный в  качестве примера всех аристократических пороков. Остальные персонажи пьесы являются иллюстрацией жизненного уклада консервативного дворянства и представляются в образах Молчалина, Скалозуба, Софьи и других второстепенных героев.

Главной особенностью комедии является одновременное раскрытие двух конфликтов, находящихся в тесной взаимосвязи. Любовная линия  представляет собой предпосылку для возникновения столкновения прогрессивного века с консервативными общественными взглядами и в то же время является причиной для моральной гибели главного героя в финале произведения, который объявляется сумасшедшим и становится слабым и безвольным к дальнейшей борьбе за собственные идеалы и обновление общества.

Рассуждение 2

Креативная комедия включает в себя два направления: любовное и социальное.

Любовный конфликт состоит из любовного треугольника. В начале, Чацкий приезжает к своей невесте. В этот момент происходит формирование социального конфликта при столкновении с так называемым фамусовским обществом. В любовный треугольник входит Софья, Чацкий и Молчалин. Центральным персонажем, и по совместительству положительным героем, произведения является именно Чацкий. А Молчалин – подлый и низкий человек, поэтому он является воплощением отрицательного персонажа. Эта сторона конфликта основана на том, что Софья хотела, чтобы рядом с ней был не состоявшийся морально и материально мужчина, а человек, который будет безоговорочно выполнять все ее прихоти, как прислуга. Это стало причиной выбора на роль мужа именно Молчалина. Но Софья не учла, что для счастья необходимы чувства, которых, к сожалению, не испытывал ни он, ни она. Молчалина интересовала только выгода. Им двигало не что иное, как желание стать богатым и влиятельным, а с Софьей у него были все шансы. Итог данного союза довольно плачевный, ни одна из сторон не получила желаемого. Девушка чувствовала себя покинутой и разочарованной. Молчалин, потеряв Софью, утратил последнюю надежду на безбедную жизнь. Получается, что оба они зря терпели друг друга.

Следующий конфликт включает борьбу мышления нынешнего и минувшего поколения. Чацкий является ярким представителем нового поколения, в отличие от консерваторов Фамусовых. Они не представляли возможным для себя отступать от принципов жизни светского общества. Фамусов искренне считал, что можно соблюдать свои интересы, прикидываясь услужливым глупцом, и совсем не важно, что человек не имеет самоуважения. Наш герой долго проживал за границей, и видел, как живут люди там. В свою очередь Чацкий олицетворяет новую жизнь, в которой нет места взглядам консерваторов. Молодой человек пытается объяснить, старому обществу новые правила, но ничего не добившись, остается для окружения сумасшедшим человеком. Никому не понравится, чтобы ему указывали на недостатки. А, как известно, один в поле не воин. Этот конфликт показывает, как декабристы пытались бороться с барщиной.

Чацкий не захотел просто плыть по течению. Он отказался от привычных жизненных устоев того общество, за что был наказан тем же обществом. Любимая девушка пренебрегла его чувствами, а окружающие посчитали его полоумным, тем самым заставив его покинуть город и уйти в тень. Но, несмотря на это, он предпочел остаться самим собой и не изменять своим жизненным принципам.

Конфликты в пьесе Горе от ума

Конфликты в пьесе Горе от ума

Популярные сочинения