Сочинение Отношение Чацкого к крепостному праву

Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии Грибоедова. Это произведение написано почти двести лет назад, но до сих пор не утратило своей актуальности. Конфликт, который разворачивается между Чацким и другими представителями «века минувшего», приводит к тому, что герой покидает Москву. Однако он помогает поднять важнейшие проблемы, существовавшие в Российском государстве в начале девятнадцатого века.

Один из таких главных вопросов – крепостное право. Отношение к нему прямо не показано автором, однако в монологах Чацкого мы встречаем его точку зрения. Читая его ответ на речь Фамусова о Москве, о том какие нравы процветают в столице, мы видим, как обращаются хозяева со своими крепостными. Один из них «Нестор негодяев знатных» выменял своих слуг на три борзых собаки, другой, помещик-театрал, завёл у себя целую балетную труппу. Для этого были привезены дети крепостных, которых забрали от родителей, чтобы обучиться танцевальному искусству. Наделав долгов, владелец не сумел расплатиться и продал всех танцовщиков поодиночке. В таком отношении к крепостным людям для владельцев не было ничего странного и страшного. Однако автор, говоря словами своего персонажа, заставляет читателей представить эту картину и ужаснуться. Как это гнусно: продавать и обменивать людей, ценить их жизни меньше, чем собачьи, разлучать родителей и детей, обучать искусству, а затем отправлять в деревню, зная, что от тяжёлой работы человек погибнет. Так не должно быть, считает Чацкий. А на призыв хозяина дома – уважать подобных помещиков и брать с них пример – он с гневом говорит: «Где? укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» Начинается бал у Фамусова, приезжают гости, в их числе родственница Хлёстова. Она купила арапку «для услуг» хвалиться её перед Софьей, как новой вещью. Кроме того она рассказывает о невольничьем базаре, на котором Загорецкий для неё «двоих арапченков» достал. Как видим, такие покупки не стыдяться совершать вельможи в Москве, даже гордятся этим. И только Чацкому это кажется неестественным, он высмеивает Загорецкого.

Таким образом, жители городов и поместий в Российском государстве относились к крепостному праву помещиков, как к должному. Они считают, что богатые и знатные могут продавать, дарить и даже убивать крепостных. Это души, а не люди. У них не должно быть семьи, детей, они не имеют право чувствовать. Их удел – быть рабами своих хозяев. Показывая такие нравы, Грибоедов, используя монологи Чацкого говорит нам о несправедливости такого отношения к человеку и к губительной сущности крепостного права.

Отношение Чацкого к крепостному праву

Отношение Чацкого к крепостному праву

Популярные сочинения