Тема любви в комедии Горе от ума сочинение

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1825 г.) любовной интриге отводится большое место. Почти все герои связаны любовной темой. Но поскольку жанр произведения комедийный, то она решается тоже в этом ключе, без присущей любовным отношениям романтической возвышенности чувств.

Пародией на любовь являются отношения между Софьей и Молчалиным. Заигрывания Молчалина к служанке Лизе имеют свой общепонятный интерес, но влюблённостью там и не пахнет. Волокитство стареющего хозяина дома Фамусов за хорошенькой служанкой дают ему возможность ощутить, что он всё-таки мужчина. Здесь мы видим фарс и карикатуру.

Настоящим драматическим  любовным переживанием является только чувство главного героя Александра Чацкого к Софье Фамусовой. Лишь оно способно вызвать отклик в сердцах читателей и зрителей, тем более что оно безответно и заставляет героя мучиться от неизвестности.

На нём и следует остановиться в первую очередь, исследуя тему любви в произведении. Александр любит Софью с детства. У них общая печальная участь: и он, и она остались сиротами, потеряв в раннем возрасте матерей. Эта беда и воспитание под крышей одного дома их сблизили и сделали отношения проникновенными, тёплыми. А в юности из них родилась любовь. И тогда она была взаимной.

Что изменилось за несколько лет? Автор не делает открытия из того, что не всегда любовь способна пережить разлуку. Чацкого не было три года. Он подался в Европу из-за конфликта на службе. Он, человек честный и порядочный, столкнулся с неприемлемыми вещами: взяточничеством, чинопочитанием.

Герой оставил «страну рабов, страну господ» и три года спустя возвратился в уверенности, что можно ещё найти счастье и смысл жизни в семье, воспитании детей. Но его уже никто не ждёт. Софья нашла другого. Эта коллизия настолько узнаваема, правдоподобна, взята из жизни, что составляет один из лучших сюжетных ходов комедии.

Всё, чем Чацкий блистал  раньше и что нравилось в нём, теперь раздражает героиню. Его острый насмешливый ум и живая яркая речь находят только одну оценку: «Не человек – змея…» Женщина не прощает, когда её оставляют на целые три года, какими бы ни были весомыми мотивы героя.

Поэтому постепенно Чацкий тоже становится смешон, потому что он самонадеян и в упоении своим красноречием и ослеплении красотой Софьи долго не замечает  очевидного. У него под носом разыгрывается роман, где он третий лишний.

Этот роман Софьи и Молчалина ненастоящий, в нём нет подлинной человеческой страсти. Он спровоцирован модной сентиментальной литературой. У хозяйской дочки под подушкой  всегда лежит роман о неравной любви богатой дамы к бедному, благородному, скромному молодому человеку.

Такого героя она захотела увидеть в секретаре своего отца, а ему выгодно было подчиниться этой фальшивой роли и ночи напролёт играть на флейте капризной барышне.

В конце пьесы Софья со стыдом и гневом слышит, как её надуманный герой признаётся в любви служанке и сетует, что всю ночь ему придётся «делить любовь печальной нашей крали».

Таким образом, счастливого конца любовных отношений ни у одного героя не вышло. Это и не могло быть иначе. Ведь счастье в любви рождается из гармонии чувств, способности жертвовать собой ради того, кто дорог. К этому не способен ни один персонаж комедии «Горе от ума».

Тема любви в комедии Горе от ума

Тема любви в комедии Горе от ума

Популярные сочинения