Сочинение Женские образы в комедии Горе от ума

В комедии «Горе от ума» все женские образы: и главный, и второстепенный, и эпизодические – раскрываются в соответствии с жанром произведения. Их в разной степени коснулся грибоедовский смех.

Софья

В главной героине Софье Фамусовой есть и драматическое, и комическое начало. Дочь богатого московского барина в детстве осталась без матери. Это сблизило её с таким же осиротевшим Чацким, которого Фамусов взял в свой дом на воспитание.

История детской и юношеской любви этих героев осталась за рамками пьесы, но она греет сердце главного героя и вселяет надежды на взаимное счастье. Поворот в действии, когда и читатель (раньше), и Чацкий (позже) узнают, кто же стал «героем романа» юной барышни, заставляет разочароваться в ней и принять её за глупую дурочку.

Но в том-то и дело, что Софья начитанна, умна, и не только потому, что получила домашнее образование. Она от природы наделена наблюдательным живым умом. Достаточно вспомнить, как умело она манипулирует своим отцом, заставшим её и Молчалина после ночного свидания.

Как же она не разглядела, что Молчалин глуп, жалок и ничтожен?! Всё дело в моде, которую диктуют сентиментальные романы. Благодаря им популярность приобрёл скромный, бедный герой с чувствительным сердцем. Такого Софья увидела в секретаре отца, а тот подыграл. Ему выгодно делить любовь «печальной крали».

Девушка знает, что он звёзд с неба не хватает, но зато не оставит её на 3 года, как это сделал умник Чацкий. Молчалин  будет на коротком поводке, «муж-мальчик, муж-слуга». Такой выбор лишает Софью читательских симпатий, делает смешной, когда она упала в обморок при виде неуклюже свалившегося с лошади своего избранника.

А того, что она пустила злой слух о сумасшествии Чацкого, ей вообще простить нельзя. Поэтому, когда она в конце пьесы узнала, что обманута, никто ей не сочувствует, ни автор, ни читатель, ни отец, ни Чацкий.

Лиза

В отличие от главной героини, в изображении её служанки Лизы звучит добрый смех. Ей поневоле сочувствуешь, потому что весь день она трудится, а ночью караулит у двери своей госпожи, едва не падая со стула.

Читателю весело наблюдать, как она нарочно переводит стрелки часов, чтобы сократить своё ночное бдение, а потом прерывает любезности старика Фамусова, который не прочь приударить за хорошенькой служанкой.

Находясь меж двух огней, смышлёная девушка не очень-то боится своих господ, смело берётся давать советы. Только она и ценит человеческие качества Чацкого и знает истинную суть Молчалину, который подарками хочет «приобрести» её любовь. В уста этой бойкой и умной героини вложен блестящий афоризм: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».

Эпизодические женские персонажи комедии выведены как гости на званом вечере в доме Фамусова. Каждый из них очерчен несколькими штрихами, что создаёт собирательный образ московских барынь и барышень, сплетниц, модниц, ищущих богатых женихов.

Графиня-внучка Хрюмина

Злобной  и завистливой изображена графиня-внучка Хрюмина. О ней известно, что она «век в девках», даже для сопровождения на вечер к Фамусову у неё не нашлось дежурного кавалера. Обо всех гостях она отозвалась: «Уроды с того света».

Бабушка-графиня

Не случайно такую фурию готова терпеть только её бабушка-графиня, да и то только потому, что глуха. Её глухота тоже обыграна для создания комического эффекта. По-своему смешна старуха Хлёстова, притащившаяся в гости со своей собачкой.

В целом, женские образы комедии, в том числе и внесценический персонаж княгиня Мария Алексеевна, участвуют в создании яркой картины московского дворянского общества первой половины 19 века. 

9 класс

`

Женские образы в комедии Горе от ума

Женские образы в комедии Горе от ума

Популярные сочинения