Анализ басни Свинья под дубом Крылова (с моралью)
Басни И.А.Крылова содержат аллегорический смысл вневременного значения. Писатель искал и находил темы, которые в искусстве получили название вечных. Может быть, только басня «Волк на псарне» метила в конкретную историческую личность – Наполеона.
Остальным же поэтическим произведениям уготована судьба давать моральные ориентиры во все времена. Басни Крылова имеют общечеловеческий смысл. Такой является и басня «Свинья под дубом», написанная в 1823 году (публика познакомилась с нею в 1825 году на страницах журнала «Северная пчела»).
Её сюжет представляет бытовую зарисовку. Картинка о пасущейся под дубом свинье, обычна для сельской местности. Животное ест жёлуди и ничем не озабочено. Оно действует как живая мини-фабрика, перерабатывающая сырьё в биомассу.
Но в басне сюжет получает аллегорический смысл. Важной становится каждая деталь. Особенно то, что хавронья расположилась под «дубом вековым». Патриарх-великан – воплощение мудрости. Но он беззащитен перед животной природой потребления, существующей в мире, а особенно перед свиным рылом.
Столетний опыт мудреца – с одной стороны, и сто килограммов (а то и больше) жира и мяса – с другой. У всякого в этой жизни свои приобретения и ценности.
Образ Ворона, такого же носителя знаний о природе вещей, как и дуб, несёт в себе идею просвещения, которое бессильно перед тупостью свиноподобного существования.
Позиция автора ясна. Его басня – это яркая беспощадная сатира в адрес людей ограниченных, неразвитых, тупых и неблагодарных.
Как и следует, басня заканчивается уроком-моралью. В нём идёт развенчание невежд, которые ненавидят «в ослепленье» науку и всё, что выходит за пределы их разумения. Такая слепота является следствием бескультурья и лени что-то понять в окружающем мире.
Эти качества, в свою очередь, способствуют тому, что человек с высшей ступени природной иерархии опускается на уровень дикого животного существования. А на этой ступени идёт лишь примитивное поглощение того, что произведено чужим трудом. Кто взрастил плоды и как, свиноподобному человеку знать недосуг. Ничьи интересы, кроме своего собственного – набить утробу, ему неважны.
Невежде в силу ограниченности не дано понять, что и как в мире устроено. Подрывая корни дуба, немыслящее существо не заботится о стволе. Ему ничего не стоит погубить вековое растение.
Воплощающие мудрость, практический смысл Дуб и Ворон не могут устоять перед натиском грубой силы. Взывать к разуму свиньи бесполезно. Он ей без надобности.
Авторское мнение о горе-героине прослеживается в использовании лексических средств, и прежде всего просторечий: «глаза продравши», «наелась до отвала», «я … жирею».
Крылов убеждает читателей, что неуки не только смешны в своей глупости, но и страшны. Это явственно звучит в ответе Свиньи на опасения Ворона, что дерево погибнет: «Пусть гибнет!».
И поныне о неразвитом человеке, который презирает науки, суждения умных людей, ничем не дорожит и ничего не ценит, кроме своего сытого желудка, говорят - свинья под дубом.
`Анализ басни Свинья под дубом
Популярные сочинения
- Сочинение-описание по картине Аленушка Васнецова
Васнецов В.М. любил писать картины, которые повторяют сюжет народных сказок. В 1881 году он написал полотно «Аленушка». В основе картины лежит сказка «О сестрице Аленушке и братце Иванушке»
- Сочинение по картине Чесменский бой Айвазовского
Год написания картины 1848. На ней изображено реальное историческое событие – бой русской эскадры с турецкой в Чесменской бухте. Он закончился полным поражением турецкого флота.
- Сочинение Лихонин в рассказе Яма Куприна (образ и характеристика)
В рассказе «Яма» одним из значимых персонажей выступает «старый студент» Василий Васильевич Лихонин. Его наружность автор описывает без восторга, и называет его лицо некрасивым.