Анализ басни Свинья под дубом Крылова (с моралью)
Басни И.А.Крылова содержат аллегорический смысл вневременного значения. Писатель искал и находил темы, которые в искусстве получили название вечных. Может быть, только басня «Волк на псарне» метила в конкретную историческую личность – Наполеона.
Остальным же поэтическим произведениям уготована судьба давать моральные ориентиры во все времена. Басни Крылова имеют общечеловеческий смысл. Такой является и басня «Свинья под дубом», написанная в 1823 году (публика познакомилась с нею в 1825 году на страницах журнала «Северная пчела»).
Её сюжет представляет бытовую зарисовку. Картинка о пасущейся под дубом свинье, обычна для сельской местности. Животное ест жёлуди и ничем не озабочено. Оно действует как живая мини-фабрика, перерабатывающая сырьё в биомассу.
Но в басне сюжет получает аллегорический смысл. Важной становится каждая деталь. Особенно то, что хавронья расположилась под «дубом вековым». Патриарх-великан – воплощение мудрости. Но он беззащитен перед животной природой потребления, существующей в мире, а особенно перед свиным рылом.
Столетний опыт мудреца – с одной стороны, и сто килограммов (а то и больше) жира и мяса – с другой. У всякого в этой жизни свои приобретения и ценности.
Образ Ворона, такого же носителя знаний о природе вещей, как и дуб, несёт в себе идею просвещения, которое бессильно перед тупостью свиноподобного существования.
Позиция автора ясна. Его басня – это яркая беспощадная сатира в адрес людей ограниченных, неразвитых, тупых и неблагодарных.
Как и следует, басня заканчивается уроком-моралью. В нём идёт развенчание невежд, которые ненавидят «в ослепленье» науку и всё, что выходит за пределы их разумения. Такая слепота является следствием бескультурья и лени что-то понять в окружающем мире.
Эти качества, в свою очередь, способствуют тому, что человек с высшей ступени природной иерархии опускается на уровень дикого животного существования. А на этой ступени идёт лишь примитивное поглощение того, что произведено чужим трудом. Кто взрастил плоды и как, свиноподобному человеку знать недосуг. Ничьи интересы, кроме своего собственного – набить утробу, ему неважны.
Невежде в силу ограниченности не дано понять, что и как в мире устроено. Подрывая корни дуба, немыслящее существо не заботится о стволе. Ему ничего не стоит погубить вековое растение.
Воплощающие мудрость, практический смысл Дуб и Ворон не могут устоять перед натиском грубой силы. Взывать к разуму свиньи бесполезно. Он ей без надобности.
Авторское мнение о горе-героине прослеживается в использовании лексических средств, и прежде всего просторечий: «глаза продравши», «наелась до отвала», «я … жирею».
Крылов убеждает читателей, что неуки не только смешны в своей глупости, но и страшны. Это явственно звучит в ответе Свиньи на опасения Ворона, что дерево погибнет: «Пусть гибнет!».
И поныне о неразвитом человеке, который презирает науки, суждения умных людей, ничем не дорожит и ничего не ценит, кроме своего сытого желудка, говорят - свинья под дубом.
Анализ басни Свинья под дубом
Популярные сочинения
- Сочинение Мцыри как романтический герой 8 класс
Любовь Лермонтова к Кавказу появилась еще в детстве. Царственные горы, прозрачные и чистые реки, роскошная зелень и гордые, мужественные люди, настолько потрясли будущего поэта
- Сочинение на тему Дом моей мечты (8 класс)
Каждый человек мечтает о своем доме. Такие мечты не обошли и меня. Я также мечтаю о своем доме. Мой дом самый современный, уютный и комфортный. В нем я чувствую себя расслаблено и как в своей тарелке.
- Анализ рассказа «Дураки» (Тэффи)
Произведение является одним из юмористических рассказов писательницы, входящий в состав литературного сборника «И стало так», вышедшего в 1912 году.
- Сочинение Митрофанушка в пьесе Фонвизина Недоросль (Образ и характеристика)
С самого сначала мы знакомимся, с одним, из главных персонажей Митрофаном, который является единственным сыном в семье Простаковых. Только лишь из его именем можно понять, что он очень похож на свою мать
- Сочинение по картине После побоища Игоря Святославича с половцами Васнецова
Взгляду зрителя предстаёт страшная картина последствий после кровопролитных войн. Поле, на котором властвует смерть. Страшная картина. Пришёл неприятель и забрал жизни храбрых воинов.
- Сочинения по картинам Левитана
Левитан считается крупным представителем русской лирической пейзажной живописи II половины XIX века. В его картинах просматривается печальнее раздумье о смысле жизни. Некоторые полотна полны скорби