Анализ эпизода Дуэль Печорина и Грушницкого - сочинение

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», хронология которого нарушена, был написан в 1839 году. Центральным эпизодом данного произведение является глава «Княжна Мери», в которой Григорий Печорин раскрывается перед нами полностью, находясь на грани между жизнью и смертью.

В основе дуэли лежит подлый поступок Грушницкого и драгунского капитана. Вернер рассказал Печорину свои подозрения о том, что противники хотят зарядить лишь один пистолет Грушницкого, а пистолет Григория оставить без пули.

Драгунский капитан – опасный человек, который хочет позабавиться и унизить Печорина. Григорий был готов идти на примирение с Грушницким, высказал свои условия, но в эти переговоры вступает секундант юнкера, который подталкивает его на совершение злодеяния. Он выступает лицом общества, которое будет злобно смеяться и издеваться над дуэлянтом, если тот примет предложение противника и откажется стрелять.

Молодой офицер поступает очень мужественно и самоуверенно. Он усложняет условия дуэли как для себя, так и для оппонента, надеясь извлечь для себя выгоду и побудить совесть в противнике. Юнкер сам толкнул его на это своей подлостью и необдуманным вызовом. Грушницкий целился Григорию в лоб, но лишь оцарапал ему колено, что говорит о его слабости и не умении довести дело до конца, при этом ему не хватает душевной силы для того, чтобы признаться в собственной неправоте. За то, что он промазал, капитан называет его трусом.  

Теперь очередь Печорина стрелять. Противники лишь пытаются сдержать улыбку, мысленно ликуя. Он ещё не понимает, что его спектакль зашёл слишком далеко и пора его остановить. В этот момент герой романа нарочно громко и внятно высказал доктору своё «предположение» о том, что господа забыли положить пулю в его пистолет. Драгунский капитан понимает, что его план рушится и пытается вырвать пистолет из рук Вернера, но Грушницкий останавливает его. Григорий даёт оппоненту последний шанс на жизнь и возможность раскаяться в своей клевете, но тот лишь просит выстрелить, ибо им двоим жизни на этой земле нет. Всё из-за того, что Грушницкий чувствует себя рядом с Печориным ущербным и несостоятельным человеком, он завидует ему. И Печорин сделал то, о чём попросил его бывший товарищ – стреляет.

Нельзя однозначно описать образ Григория Печорина и поставить ему знак «плюс» или «минус», потому что он является живым человеком, в котором собраны как положительные, так и отрицательные качества. Каждый сам для себя выбирает, с какой стороны описывать главного героя. С одной стороны, сцена дуэли помогает больше раскрыть его. С другой стороны, она лишь больше запутывает читателя, не оставляя ему однозначного суждения по отношению к Печорину.

Сочинение 2

Роль человека в современном обществе – извечная тема, раскрываемая писателями в любую эпоху. Особенно ярко она развивалась в девятнадцатом веке. Поиску истинного предназначения сущности человека посвящено творение М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Основное действующее лицо повести Печорин пытается разобраться в смысле своего жизненного предназначения. Автор рисует своего героя при различных обстоятельствах, чтобы читатель смог сам разобраться в сущности Печорина.

Центральной сценой произведения является сцена дуэли главного героя с Грушницким. Конфликт развивается постепенно. Лермонтов проводит грань между романтизмом душевным и показным. Знакомство героев произошло гораздо раньше кульминационной сцены их отношений. Служившие на Кавказе товарищи по военной службе, они встречаются в Пятигорске, где проходят лечение.

Несмотря на совместное время провождение, для Печорина Грушницкий не друг, скорее просто человеком, с которым возможно развеять скуку. Для главного героя не существует понятия друг, поскольку он не верит в преданность между людьми. Сам Печорин говорит, что к дружбе он не приспособлен.

Печорин - тонкий психолог человеческого характера. Он видит в Грушницком лишь лживого, хвастливого человека, он хотя и бросается в бой, но при этом глаза его закрыты от страха, его романтизм лишь дань моде. Грушницкий то же не питает дружеские чувства к Печорину, поскольку чувствует, что тот раскусил истинный характер героя.

Женщина становится поводом для конфликта героя. Грушницкий испытывает чувство влюбленности к княжне Мери, которая не питает к нему ответного чувства. Девушка любит Печорина, Грушницкий ревнует ее. Желая отомстить возлюбленной, он распускает сплетни о ночных посещениях Печорина княжны, чем и провоцирует конфликт с главным героем. Такие слухи могли очернить репутацию Мери, за честь девушки Печорин вызывает на поединок бывшего приятеля.

Дуэль выворачивает наизнанку всю сущность Грушницкого. Победы, в предстоящем поединки, он хочет получить с помощью подлости с незаряженным пистолетом противника, но главный герой не позволяет ему это совершить. Печорин предлагает ему принести свои извинения Мери, для того чтобы избежать поединка, но Грушницкому лучше дуэль, чем признание в клевете. В поединки Печорин ранит противника и тот срывается с обрыва. Таким образом, заканчиваются отношения главного героя с Грушницким.

Сценой дуэли Лермонтов показывает внутренние противоречия главного героя. Печорин - человек чести, но при этом ему все равно как окончится поединок. Для него это лишь один из эпизодов жизни. Герой не умеет мечтать, не ищет любви и дружбы, возможно, душевно Печорин уже был убит гораздо раньше, чем Грушницкий.

`

Анализ эпизода Дуэль Печорина и Грушницкого

Анализ эпизода Дуэль Печорина и Грушницкого

Популярные сочинения