Анализ главы «Фаталист» Лермонтова (9 класс Герой нашего времени)
«Фаталист» является последней главой романа «Герой нашего времени», представляющейся в качестве отдельного сочинения, созданного автором под воздействием реальных событий.
Жанровая направленность произведения представляется новеллой, характеризующейся небольшим объемом, немногочисленными героями, необычным событием, трагическим финалом, концентрацией внимания на одном событии.
Композиционная структура произведения отличается последовательностью сюжетных элементов, однако отсутствует экспозиция. В условном плане глава состоит из трех частей в виде спора Печорина и Вулича, размышлений Героя на тему фатума, смерти Вулича и эпизода, который воспроизводит захват казака.
Основной тематикой произведения является рассмотрение темы рока в человеческой жизни, которая подвергается развитию автором посредством размышлений о жизни и смерти, что является продолжением эпического начала, развивающегося в период античной литературы.
Система образов главы романа является неразветвленной, отличающейся существенным значением повествовательного мотива в виде диалогов персонажей.
Центральная роль в сюжетном повествовании отводится спору, случившемуся между главными героями произведения Печориным и Вуличем, служившими в тот период времени в казацкой станице. Спор заканчивается трагедией в виде гибели Вулича, пустившего себе пулю в лоб, решившись испытать удачу и судьбу.
Основными персонажами данной части романа являются офицер Печорин, серб Вулич и пьяный казак. Второстепенные персонажи в лице офицеров и Максим Максимыча не отличаются существенностью, однако придают произведению более яркое очертание.
Печорин придерживает точки зрения об управлении своей судьбой лично человеком, а Вулич придерживается мнения о предрешенности рока.
Произведение отличается отсутствием определенной загадки, однако заставляет читателя постоянно находится в напряжении, не позволяя расслабиться. Автору удается изобразить фатализм не только в качестве характерной черты Вулича, но и как человеческое свойство главного героя в лице Печорина, используя ироничное описание стремление человека к возможности влияния на собственную судьбу, полностью и фанатично углубляясь в данное понятие.
Главная мысль произведения заключается в вечном противостоянии между жизнью и смертью, раскрывая данную тематику в своем психологическом и философском сочинении.
Анализ №2
Изложив в романе "Герой нашего времени" печальную историю свободолюбивого и умного молодого человека, не нашедшего себе места в обществе людей, М.Ю.Лермонтов преследовал цель донести до читателя, чем же руководствовался главный герой произведения, Григорий Александрович Печорин, на протяжении всей своей жизни. Наиболее полно это раскрывается в последней главе романа - "Фаталист".
Автор описывает общество офицеров, играющих в карты. Среди них выделяется серб Вулич, отличавшийся красивой внешностью, пылким нравом и, как оказалось, большим любопытством. Ему внезапно приходит на ум испытать судьбу, бросив вызов самой смерти. Для этого офицер предлагает спор собравшемуся для игры обществу. Мы видим, что затея Вулича мало кому нравится, однако все соглашаются. Его способом испытать судьбу был отчаянный поступок: он приставил к собственному лбу заряженный пистолет и выстрелил из него. Поняв, что произошла осечка, все вздохнули с облегчением, но Печорина, прочитавшего одному ему известные признаки скорой смерти в выражении лица офицера, не покидал вопрос: как же, если он был уверен, что Вулич непременно сегодня умрёт, он остался жив?..
Разгадка приходит той же ночью. Выяснив, что смерть, которая не любит, чтобы с ней шутили, всё же подстерегла Вулича ночью в лице пьяного казака, Печорин решается на испытание своей собственной судьбы, и вскоре ему предоставляется удобный для того случай. Необходимо арестовать преступника, но запершийся в своём доме казак, упорно восклицая "не покорюсь!" остаётся в своём укрытии. Печорин, решаясь на отчаянный шаг, как и Вулич, не знает, выживет ли в следующую минуту, но решается на опасную затею схватить казака. Пуля пролетает над самым его ухом, но судьба благосклонна к Печорину: он остаётся жив.
Как видно, после событий, настигших героя в этой главе, он в самом деле становится фаталистом, ведь был свидетелем подтверждения неизбежности воли судьбы. Умирая, Вулич прошептал "он прав". Смерть действительно наносит отпечаток на лице человека, которому вскоре предстоит уйти на тот свет, а значит, и все остальное, что происходит с людьми, предначертано свыше. После этого Печорин не сомневается, что все люди, чьи судьбы он разрушил своим вредоносным влиянием, равнодушием и презрением, должны были однажды его повстречать, и сам он, несчастный и нелюбимый с раннего детства, должен был всё это испытать, ведь, как известно, от судьбы не уйдёшь.
Анализ главы «Фаталист»
Популярные сочинения
- Сочинения по картинам Репина
Известный русский художник конца XIX века И. Е. Репин. Он соединил в себе все достижения в живописи передвижников, которые хотели искусство донести до народа, и сделать его ближе к народу
- Сочинение про Глаголы
В русском языке очень много слов, благодаря которым мы общаемся друг с другом. Для удобства слова поделены лингвистами на части речи. Глагол, наряду с именем существительным, является главной самостоятельной частью речи.
- Сочинение по картине Девятый вал Айвазовского (3, 4, 6, 7, 9, 10 класс описание 9 вал)
Девятый вал – бессмертная картина русского художника-мариниста Ивана Айвазовского. Именно она по праву является его самым известным произведением. Айвазовский посвятил свою творческую жизнь изображению морских пейзажей
- Сочинение по картине Виртуоз Богданова-Бельского (6 класс описание)
Следует отметить, что творчество данного художника характеризуется как реализм, отображающий все аспекты и тонкости сельского быта. Картина «Виртуоз» не является исключением.
- Сочинение Крым: вчера, сегодня, завтра
Землю Крыма издавна заселяли разные народы. Здесь жили киммерийцы, затем скифы и сарматы. Еще с VIII—IV века до нашей эры на территории Крыма появляются греческие города-государства.
- Страница моего дневника, один школьный день сочинение (4, 7 класс)
Дорогой дневник, сегодня понедельник. Снова началась очередная учебная неделя. Я болела целую неделю и сегодня мой первый день в школе после больничного.
- Сочинение Цыфиркин в произведении Недоросль Фонвизина (Образ и характеристика)
Фонвизин в своем произведении показал образ Цыфиркина очень ярко и интересно. Он представлен в образе учителя Митрофанушки. Автор использовал прием «говорящей фамилии», так что с самого первого знакомства с этим персонажем
- Сочинение на тему Летний день 3, 5 класс
Мой летний день начинается в шесть часов утра. Наверное, на первый взгляд такое раннее пробуждение кажется странным, ведь в городе я просыпаюсь намного позже. Однако летом все меняется.
- Сочинение Искусство для 9 класса
С искусством люди сталкиваются всю свою жизнь. Несмотря на то, что многие не пишут картины и музыку, не сочиняют романы и не танцуют главные партии в балете.
- Как сложилась судьба героев? в рассказе Кавказский пленник Толстого
В произведении Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» воспевается упорство, настоящее достоинство и мужество. В этом произведении простой русский офицер Жилин, чудесным образом, убежал от татар