Анализ главы Фаталист: Герой нашего времени - роман Лермонтова

«Фаталист», последняя часть романа М. Лермонтова «Герой нашего времени», создана в 1838 году. Глава нередко читается как отдельное произведение. Сюжет довольно нестандартен и заставляет читателя поразмышлять на тему человеческой судьбы и фатума. Некоторые исследователи полагают, что действие этой части основаны на реальных событиях. Самая распространенная версия, что М. Лермонтов и его приятель А. Столыпин принимали непосредственное участие в случае с пистолетом. А биограф П. Висковатов рассказывает, что «подвиг» Печорина в доме пьяного казака – это реальный событие из жизни дяди писателя.

Основная тема главы «Фаталист» – размышления о жизни и смерти и присутствии фатума.  Само наличие мотива фатума  или рока можно обнаружить еще в произведениях античной литературы. Особенную силу приобрела эта идея в эпоху романтизма в XIX веке.

В целом, главу «Фаталист» делят на три части.

Первая – спор, в дальнейшем пари между сербом Вуличем и Печориным. Офицеры разговаривают о предрешенности судьбы. Вулич решает проверить, властен ли он над своей судьбой. Печорин же уверен, что лишь человек управляет своей жизнью. Серб стреляет из пистолета себе в голову. Произошедшая осечка доказывает его теорию о предопределенности жизнь человека. Однако Печорин открыто и прямолинейно говорит о печати смерти на лице противника.

Второй частью главы выступают раздумья Печорина о роке и своих поступках. Узнав о случайной смерти  Вулича, он понимает, что был прав, предопределив ему конец.

В третьей части новеллы воспроизводится захват казака-убийцы. Печорин идет к его дому, а позже решает испытать собственную судьбу. Полагаясь на логичнский расчет и храбрость, Григорий надеется в одиночку захватить убийцу, тем более, что тот явно был нездоров и немного умственно помешен. Ворвавшись через окно, ему удается выполнить задуманное и остаться целым. Но и после этого герой отказывается верить в судьбу, а лишь приходит к выводу, что человек «принимает за убеждение обман чувств или промах рассудка!..» и «всегда идет смелее вперед, когда не знает, что его ожидает».

Таким образом, в этой небольшой реалистической новелле с трагическим сюжетом показаны глубокие рассуждения писателя о присутствии фатума и судьбы в жизни человека, а последние штрихи, добавленные к портрету главного героя в этой главе, делают все произведение не только первым психологическим, но и первым философским русским романом.

`

Анализ главы Фаталист: Герой нашего времени - роман Лермонтова

Анализ главы Фаталист: Герой нашего времени - роман Лермонтова

Популярные сочинения