Анализ главы Максим Максимыч: Герой нашего времени - роман Лермонтова
К работе над романом «Герой нашего времени» Лермонтов приступил в 1838 году. Глава «Максим Максимыч» была дописана и впервые опубликована в мае 1940 года.
По жанру данная часть произведения является рассказом, написанного в виде путевого очерка.
В главе «Максим Максимыч» автор показывает отношение Печорина к своим старым друзьям.
Максим Максимыч – один из главных героев рассказа. Это пожилой военный человек в звании штабс-капитана, но, несмотря на возраст, бодрый и энергичный. Максим Максимыч долгое время служит на Кавказе и хорошо знает здешние места и традиции горцев. Он прост и открыт в общении, умеет расположить собеседника к себе. Максим Максимыч готов каждому прийти на помощь и дорожит дружбою. Он любит жизнь и принимает её такой, как есть.
Григорий Печорин – полная противоположность добродушному и отзывчивому штабс-капитану. Это молодой, красивый, образованный и умный офицер. Он находится в постоянном поиске смысла своего существования и очень устал от своей неприкаянности. Печорин ко всему безучастен и равнодушен; ничто не привлекает его в жизни. Причина кроется в его эгоизме, неспособности любить никого, кроме себя.
Глава «Максим Максимыч» рассказывает о последней встрече главных героев в одной из гостиниц Владыкавказа. Узнав о том, что в город приехал Печорин, штабс-капитан очень обрадовался и очень хотел с ним встретиться. Он попросил лакея Григория сообщить об этом своему хозяину. Максим Максимыч с нетерпением ждал приятеля весь день, отложив по такому случаю все важные служебные дела. Однако Григорий так и не появился в гостинице, отдав предпочтение остаться на ночлег у своего старого знакомого. На следующий день Максим Максимыч, узнав о том, что Печорин собрался уже уезжать, мчался со всех ног от коменданта, чтобы обнять друга. Григорий встретил его прохладно, но с приветливой улыбкой протянул лишь руку для пожатия. Максим Максимыч просил его задержаться хотя бы на два часа, чтобы поговорить, но Печорин отказался, сославшись на занятость. У старика от обиды слёзы выступили на глазах, но он старался изо всех сил держаться. На прощание Печорин всё-таки обнял Максим Максимыча. Больше им не пришлось встретиться. Возвращаясь из Персии, Печорин умер.
Несмотря на незначительный объём, глава «Максим Максимыч» наиболее полно раскрывает характер главного героя. В его образе представлены черты всего инфантильного молодого поколения того времени. Главная мысль произведения - не потерять себя умному и образованному человеку в поисках смысла жизни.
Анализ для 9 класса
В романе «Герой нашего времени» все главы являются автономными, самостоятельными историями. С целью возрастания читательского интереса к образу главного героя Григория Александровича Печорина Лермонтов нарушает прямую временную последовательность в их расположении.
Повествователь странствующий офицер рассказывает о том, как повстречался с Максимом Максимычем на одной из горных дорог. Он штабс-капитан, давно служит на Кавказе, знает характер горцев. Вместе с ним повествователь ожидает оказии в придорожной гостинице и коротает время за разговорами.
Главное событие главы «Максим Максимыч» - встреча Максима Максимыча с Печориным, которая не оправдала ожиданий пожилого человека. Максим Максимыч ждет своего товарища к ужину, готовит угощение и вино, рассчитывает, что они побеседуют по-приятельски, ведь они давно не видались. Нетерпеливое ожидание Максима Максимыча проявляется в том, как он спрашивает о Печорине, часто выбегает за ворота, чтобы его встретить. Однако все хлопоты были напрасны. Для Печорина не существует понятий привязанности, дружбы, и он разговаривает со стариком достаточно холодно, равнодушно, односложно отвечает на его вопросы.
Важный композиционный элемент главы – подробный психологический портрет Печорина. Мы видим его глазами Максима Максимыча, человека, хорошо с ним знакомого, но не понимающего глубоко его натуры, его склонностей. Портрет Печорина принято называть психологическим, потому что за чертами внешности изображаются его черты характера, особенности, странности. Первостепенное значение в портрете имеют глаза, ведь не случайно принято говорить, что глаза – зеркало души. Глаза Печорина словно скрывают его истинный внутренний мир, они не выражают тех эмоций, которые выражает в данный момент его лицо, им присущ холодный стальной блеск. Да и вся натура героя сплетена из противоречий: крепкое сложение, но изнеженность, выносливость и стойкость – и хрупкое здоровье, подверженность простудам. В его натуре привычка хорошо одеваться, привычка к роскоши – и одновременно небрежность и лень.
Уже покидая гостиницу, Печорин всё же успел сказать несколько слов со старинным знакомым, разрешил ему поступать на его усмотрение с оставшимися у него бумагами. Таким равнодушием Печорин больно обидел старика, но, возможно, даже не почувствовал этого.
Глава «Максим Максимыч» - важное звено в характеристике Печорина, здесь читатель может составить впечатление о характере главного героя романа, его отношении к людям.
Анализ главы Максим Максимыч
Популярные сочинения
- Сочинение-описание по картине Золотая осень Поленова (2, 3, 4, 5, 7 класс)
Очень многие известные художники брали за основу своего творчества прекрасные русские просторы. Русь-матушка хоть раз вдохновляла почти каждого, кто-то видел свою музу в широких зеленых просторах полей
- Сочинение Вера в человека
Каким бы уверенным человек не был для побед на жизненном пути ему необходима внешняя поддержка и вера. Что кроется под словосочетанием «вера в человека»? Как она проявляется?
- Сочинение Описание картины Буря Айвазовского 7 класс
Каждый из нас знает, кто такой Айвазовский. Всякий раз, когда мы были с классом в Третьяковской галерее я постоянно обращала внимание на картины этого знаменитого автора.
- Сочинение-описание по картине Отдых после боя Непринцева (8, 9 класс)
Юрий Михайлович загорелся желанием создать данное произведение искусства после того, как прочитал произведение известного автора. Живописца вдохновило произведение под названием «Василий Теркин»
- Школа моей мечты - сочинение (5 класс)
Я учусь в самой обыкновенной школе. Куда хожу без особого желания, как и некоторые другие школьники. Ведь школа у нас темная. Учителя у нас хорошие, некоторые даже очень нравятся.
- Сочинение-описание по картине Портрет А.П. Струйской Рокотова
А.С. Рокотов – без преувеличения лучший портретист России восемнадцатого века. Он жил во времена, когда мало фактов из его жизни фиксировались, поэтому на сегодняшний день о нём известно очень мало.
- Актуальность повести Собачье сердце Булгакова сочинение
В Собачьем сердце автор всячески высмеивал пролетариат и, на мой взгляд, одна из наиболее очевидных и явных трактовок заключается в неспособности принять пролетариатом более высокие идеи.
- Сочинение-описание по картине Букет цветов, бабочка и птичка Толстого (2, 5, 7 класс)
Федор Петрович Толстой, это известнейший отечественный мастер кисти, который потрясающе мог продемонстрировать свою любовь к естественной среде обитания, всему живущему и существующему на планете.
- Сочинение Степан в рассказе Муму
В рассказе Ивана Тургенева «Муму» Степан - второстепенный персонаж. Мужчина работает лакеем в доме старой барыни, крепостной
- Сочиненине Женские образы в пьесе Гроза 10 класс (Островского)
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» присутствует немало разнообразных женских образов. Все они по-своему интересны и уникальны. Автор предоставляет нам возможность поразмышлять