Сочинение Особенности композиции романа Герой нашего времени Лермонтова

Роман «Герой нашего времени» — это новаторское произведение по ряду признаков. Во-первых, само жанровое определение произведения — психологический роман — было создано писателем. М. Ю Лермонтов впервые в русской литературе сосредоточил свое внимание на характере и личности одного героя, создал как бы анализ его поступков, характера. Во-вторых, новаторством в произведении прежде всего является его композиция, которая позволяет наиболее удачно рассмотреть личность человека.

Действия в романе идут не последовательно, то есть, сюжет не отражает хронологическую последовательность событий. Действие произведения начинается с тех событий, которые произошли позже, а то, что происходило до них, перечисляется во второй части. Завершается роман отдельным эпизодом из жизни героя, который выражает отношение героя к жизни.

В первой части романа идет речь о Григории Печорине и Бэле. Герой увлекся необычной девушкой, похитил ее, но, когда она ответила ему взаимностью, его чувства угасли. Жизнь Бэлы закончилась трагично — она была убита своим первым женихом. Затем идет глава «Максим Максимыч» в которой читатель узнает, что с событий первой главы прошло несколько лет, а Печорин решил уехать, но погиб.

В первой части читатель узнает о Печорине от лица Максима Максимыча. Писатель описывает героя со стороны. Здесь еще сложно понять личность героя, так как не может человек наверняка знать, что происходит в душе другого. Вторая часть называется «Журнал Печорина», где речь идет от лица главного героя. Печорин сам анализирует свою личность, свои поступки. В этом выражен важный психологический прием — автор последовательно раскрывает личность главного героя, показывает его с разных сторон.

Во второй части Печорин оказывается в разных ситуациях. Он ведет себя авантюрно в «Тамани», когда встречается с контрабандистами. В главе «Княжна Мери» Печорин проводит время на Минеральных водах, влюбляет в себя Мери и устраивает дуэль с Грушницким. Герой в этих главах приходит к выводу, что не способен к любви и дружбе.

В последней главе «Фаталист» Печорин становится свидетелем необычного случая. Он задумывается, может ли человек бросать вызов своей судьбе. Печорин решается на это, но его жизнь имеет трагическую концовку.

Автор использует прием кольцевой композиции. В первой главе герой появляется в той же крепости, что и в последней.

М. Ю Лермонтов в своем романе создал новую композицию, так как новый жанр требовал нового исполнения.

Особенности

М.Ю. Лермонтов, сочиняя роман «Герой нашего времени» (1838 – 1840 г. г.), облёк его в форму отдельных глав-новелл, объединённых главным героем – Григорием Печориным. При этом хронология жизни героя дана не в линейной последовательности, а фрагментарно.

Такой принцип стали позже использовать в кино. История героя предстаёт в нескольких временных планах. События то уходят в прошлое, то забегают вперёд от момента начала повествования.

У такого композиционного решения существовало много причин. Не на последнем месте был мотив занимательности чтения. Читатель с первой главы оказывался в плену интриги относительно личности героя, причин службы утончённого аристократа в захолустной крепости.

В то же время таким построением произведения автор отдал дань романтизму, усилив впечатление о загадочности, таинственности героя.  Хотя в целом роман относится к реалистической прозе, которая с 30 – 40-ых годов 19 века уже заявила о себе, например, в повестях Пушкина, но элементы романтизма читательской публике были необходимы. Она ещё долго выбирала для досуга романы об исключительных благородных героях.

 Их любовь-страсть описывалась на фоне экзотических пейзажей. Социальное неравенство влюблённых предвещало трагический финал. Именно так в первой главе «Бэла» сложились отношения Печорина с черкешенкой Бэлой. Дикая природа Кавказских гор, не менее дикие местные нравы и обычаи, любовь-борьба двух сильных личностей – всё это не могло не увлечь читателей.

Но не только соображения занимательности сюжета лежат в основе необычной композиции романа. Она служит главной цели – раскрытию характера центрального героя. Его жизненный финал, то есть смерть, по авторскому замыслу перенесён в середину повествования.

В предисловии к «Журналу Печорина»  читатель узнаёт, что Григорий Александрович, возвращаясь из путешествия, умер. После этого следуют ещё три главы о его жизни. В целом, порядок глав в романе таков: 

  1. «Бэла»
  2. «Максим Максимыч»
  3. «Предисловие» к «Журналу Печорина»
  4. «Тамань»
  5. «Княжна Мери»
  6. «Фаталист».

Лермонтов разделил роман на две части: I часть включает первые четыре главы; II часть объединяет две последние. Первая часть отражает черты характера героя, которые раскрываются в его отношениях с миром простых людей; вторая – с представителями дворянства, к которому он принадлежит.

Если следовать хронологии жизни героя, последовательная цепь событий его биографии требовала бы иного порядка глав:

1. «Тамань» – сосланный за какую-то провинность, герой едет на Кавказ с остановкой в Тамани, где в семье контрабандистов переживает опасное приключение;

2. «Княжна Мери» – на Кавказе Печорину разрешено обосноваться в Пятигорске. Здесь происходит его дуэль с Грушницким, за которую его отсылают в дальнюю крепость;

3. «Бэла» – в этой крепости он служит под началом Максима Максимыча, влюбляется в черкешенку Бэлу и невольно становится причиной её гибели;

4. «Фаталист» – во время двухнедельной командировки в соседнюю крепость Печорин стал участником офицерского карточного розыгрыша и последующей гибели Вулича;

5. «Максим Максимыч» – из черкесской крепости герой был переведён в Грузию, затем вышел в отставку и возвратился в Петербург. Путешествуя из столицы в Персию, во Владикавказе встретил Максима Максимыча и его попутчика;

6. «Предисловие» к «Журналу Печорина» – на обратном пути из Персии в Россию герой в дороге умер.

Размышляя над авторским решением исключить героя из жизни на 1/3 пути до финала романа, многие исследователи увидели в этом трагизм фигуры героя, предопределённость судьбы лишнего человека. В литературе последекабристского периода такой тип стал ключевым в литературе.

 Политическая реакция, наступившая после восстания на Сенатской площади, не оставляла надежды на свободу личности в России. Не случайно в начале и в конце произведения Печорин изображён в крепости, которая является символом тюрьмы. Этот элемент кольцевой композиции подчёркивает обречённость героя на бесполезное существование, невостребованность его «необъятных сил», заложенных природой.  

Особенности композиции романа Герой нашего времени

Особенности композиции романа Герой нашего времени

Популярные сочинения