Образ автора в произведении Пушкина Евгений Онегин

Образ автора присутствует в романе «Евгений Онегин» с первых строк вступления и I главы, где он знакомит читателей с героем своего романа, - и до заключительной главы, в которой он с ним прощается «в минуту, злую для него».

За семь лет работы над произведением и сам роман стал другом, которому Пушкин доверил свои мысли и чувства обо всём, что волновало, тревожило, радовало его. Это не только произведение с сюжетом и героями, живущими своей жизнью, но и плод «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» самого поэта. Всех сторон жизни общества коснулся  Пушкин в романе, обо всех человеческих слабостях и страстях сказал «полушутя, полусерьёзно».

Самоиронией, юмором и в то же время глубоким лиризмом отмечены строки автора о своём поэтическом поприще, в начале которого были и восторг первых встреч «при кликах лебединых» со своей музой, и неумелые рифмы розы – слёзы. Но и завершая свой роман, Пушкин не мыслил себя великим мастером, иронично замечая: «Я классицизму отдал честь: Хоть поздно, но вступленье есть».

Читатель догадывается, что поэтическое творчество, возможно, - самое большое счастье автора. Его же герой лишён этого, и уже поэтому не может быть знака равенства между ними. Онегин назван добрым приятелем, но не другом. И не только потому, что не мог отличить ямба от хорея. Он вообще не способен откликнуться на красоту: в театре он зевает, в деревне среди зелёных дубрав ему  скучно, полку с книгами он задёрнул траурной тафтой.  Поэтому Пушкин говорит: «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной».

Эту разность рад заметить и читатель, благодарный поэту за чудесные строки, посвящённые описанию прихода зимы, наступления осени. Вместе с Пушкиным мы грустим, читая о весне, которая напоминает ему другие, счастливые дни, когда он был юн и беспечен.

Авторские отступления, посвящённые человеческой сущности, природе переживаний и страстей людей, удивляют глубиной проникновения поэта и в переживания влюблённого Ленского, и пресыщенного жизнью Онегина. Но и безутешная истина, что «на старость жизнь такая гадость» тоже внятна Пушкину. Не осуждая людей за извечное тщеславие, писатель не отделяет себя от других, когда пишет: «Мы все глядим в наполеоны…», «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя».

Самые проникновенные строки авторских отступлений посвящены главной героине. Пушкин прямо говорит о своей любви к милой Татьяне, вместе с которой льёт слёзы, письмом которой не может начитаться.

Участливое присутствие поэта в судьбе каждого героя создаёт ощущение, что автор незримо присутствует рядом с каждым из них и одновременно ведёт за собой читателя по их жизненным дорогам, показывая, что жизнь можно прожить по-разному. Но нельзя дважды войти в одну воду, как это пытался сделать главный герой.

`

Образ автора в произведении Евгений Онегин

Образ автора в произведении Евгений Онегин

Популярные сочинения