Анализ произведения «Уроки французского» Распутина 6 класс
История создания
Рассказ "Уроки французского", действие которого происходит в послевоенном 1948 году, был создан Валентином Распутиным в 1973 году и опубликован в газете "Советская молодежь". Построенный на автобиографических воспоминаниях автора о тяжелых временах учебы после переезда из деревни в районный центр Усть-Уда, рассказ посвящен учителям, подобным Копыловой Анастасии Прокопьевне.
Тема
В "Уроках французского" поднимается тема несгибаемой человечности в трудные времена и помощи слабым. Центральной фигурой становится учительница, чья эмпатия к бедному мальчику делает ее его ангелом-хранителем на определенном отрезке жизни. Она не только учит его французскому языку, но и помогает выжить в голодные времена.
Композиция
Структура рассказа традиционна для этого жанра с повествованием от первого лица, которое придает истории реалистичность и эмоциональную глубину. Кульминацией становится момент, когда директор школы обнаруживает учителя и ученика за игрой на деньги.
Главные герои
Полный разбор главных персонажей рассказа можно прочесть в отдельной статье.
Жанр
"Уроки французского", написанный как реалистический рассказ, идеально передает правдивые события жизни автора. Произведение обогащено историческим контекстом послевоенного времени с голодом и разрухой в деревнях.
"Уроки французского" - это автобиографический рассказ Валентина Распутина о непростых временах его детства. Он увековечил учительницу, которая помогла ему пережить трудности и вложила в него основы образования. Рассказ представляет собой глубокий психологический портрет, показывающий важность поддержки во время невзгод и силу человеческой доброты.
Анализ 2
Повесть Валентина Распутина «Уроки французского» рассказывает о сложностях послевоенного уклада жизни. В стране господствовала разруха. Люди жили в бедности. Тяготы переносили не только взрослые, но и дети.
Главный герой рассказа не имеет имени (автор его не сообщает). Автор обращается к нему как просто к мальчику. Этот прием подчеркивает, что в те времена такие случаи встречались очень часто. Мальчику одиннадцать лет, но он живет самостоятельно в райцентре, куда был вынужден переехать, чтобы продолжить учебу. Его семья живет бедно, поэтому их посылки с едой скудные, тем более, кто-то начинает воровать у него пищу. Мальчик голодает, но его врожденная тактичность не позволяет ему подозревать в этом его соседей. Он понимает, что все сейчас живут непросто. Мальчик проявляет великодушие и милосердие.
Мальчику очень одиноко в городе. Он хочет вернуться домой, где живут его близкие люди. Но герой понимает, что не может подвести их, ведь не просто так он приехал в райцентр. Мальчик отличается трудолюбием и старательностью. Учиться он очень прилежно.
Главный герой очень ловок и сообразителен. Он может найти выход из своей ситуации. Для укрепления здоровья мальчику нужно пить молоко, а денег у него нет. Однако герой не отчаялся, а стал играть с другими мальчишками на деньги. Он не переходил за рамки дозволенного, поэтому все кончилось благополучно.
Также в своей повести Валентин Распутин поднимает и другую проблему. Каким должен был учитель? Настоящий учитель. По мнению автора, истинный педагог должен не только учить детей, но и чувствовать их душу, помогать им по жизни. Такой является Лидия Михайловна — учительница французского языка, по которому мальчик не успевал. Она не только подтянула его по предмету, но и подкармливала мальчика, а также играла с ним на деньги. За что ее, собственно говоря, и уволили. Она поступила мудро и так не сказала директору, почему играла с мальчиком.
Чему же учит это произведение? Прежде всего тому, что всегда необходимо сохранять доброту и прощать всех. Это видно на примере мальчика. Также на образе героя понятно, что нужно уметь приспосабливаться в этой жизни и никогда не унывать. Образ Лидии Михайловны показывает, что учитель должен не только хорошо знать свой предмет, но и знать, чувствовать, чем живут дети, что им нравится. Его деятельность должна также включать общение с детьми, проведение внеклассных мероприятий. Учитель должен помогать тем, кто находится в беде. В этом и есть суть «Уроков французского».
Анализ рассказа Уроки французского
Произведение Валентина Распутина "Уроки французского" обладает глубоким и многогранным содержанием. Сюжет строится вокруг обычного одиннадцатилетнего мальчика, оказавшегося в сложной жизненной ситуации: после окончания деревенской начальной школы он отправляется учиться в райцентр.
Главный герой несет на своих хрупких плечах тяжелую ношу послевоенного времени, недостатка продуктов и отсутствия материального обеспечения. Изоляция и одиночество накладывают свой отпечаток: мальчик стремительно теряет вес.
Однако в его жизни появляется светлый луч - учительница французского языка Лидия Михайловна. Она, заметив страдания ребенка и осознавая их глубину, нарушает рамки профессиональной этики для спасения своего подопечного.
Методика обучения в данном случае отступает перед потребностями голодного мальчика: Лидия Михайловна организует дополнительные занятия у себя дома и после них предлагает ему поужинать. Но гордый главный герой отказывается от ее предложений, не желая показаться зависимым.
В результате учительница придумывает гениальный план - игру на деньги в "чику", где она делает вид, что проигрывает своему подопечному. Такое поведение Лидии Михайловны воплощает главную идею рассказа: несмотря на трудности и препятствия, доброта и чуткость остаются важными качествами человека.
Ситуация заканчивается так, что директор школы застает учительницу и ее ученика в момент игры. Результатом становится увольнение Лидии Михайловны. Однако она покидает город с высоко поднятой головой: ведь она спасла мальчика от голода.
"Уроки французского" - это не только история о сложностях послевоенного времени, но и уроки доброты, отзывчивости и человечности. Этот рассказ является ярким примером того как небольшой поступок может зажечь свет в темном мире одиночества и страданий.
В заключении следует отметить, что автор через эту историю подчеркивает важность действий каждого индивида. Это уникальное произведение служит напоминанием о том, насколько ценной может быть помощь и сопереживание в тяжелые моменты жизни.
Произведение раскрывает перед читателями сложную грань морального выбора: что важнее - следование правилам или готовность помочь ближнему? Главный герой, благодаря урокам Лидии Михайловны и ее бескорыстной помощи, на всю жизнь запоминает этот ценный опыт. Это произведение Валентина Распутина учит нас неравнодушию к окружающим, готовности прийти на помощь тем, кто оказался в трудной ситуации.
Уроки французского - это рассказ о простых истинах жизни: доброте, бескорыстии и силе человеческой воли.
Анализ произведения «Уроки французского»
Популярные сочинения
- Сочинение Вопросы, заданные человечеству войной
Каждый день, человечество живет и процветает. Открытия, которыми оно готово похвастать, поражает ум и соображение. Ведь все великие открытия, когда-либо совершенные, стали атрибутом гордости и эстетического созерцания.
- Сочинение Азазелло в романе Мастер и Маргарита (Образ и характеристика)
Этот герой один из самых интересных в свите Воланда. Он не вампир, как Гелла, не заколдованный рыцарь, как Фагот (он же Клетчатый-Коровьев). Сам по себе он коренастый страшноватый демон, у которого даже виден клык.
- Сочинение на тему География
Каждой школьник знает такой предмет, как география. У многих учеников это любимый урок в школе, на котором можно получить интересные и полезные знания, именно поэтому они бегут в школу с радостью
- Сочинение-описание Взятие снежного городка по картине Сурикова (3, 6, 8 класс)
Василий Иванович Суриков был родом из Сибири, из Красноярска. И вполне мог наблюдать подобную картину. Зима там длится долго. Но и она заканчивается. Наступает масленица – народ отмечает
- Сочинение по картине Золотая осень Остроухова (2, 7 класс)
Автор картины под названием «Золотая осень» И. С. Остроухов разделяет свои положительные переживания как представитель искусства через воплощение на полотне своего взгляда на источник вдохновения – осень в лесу
- Сочинение-описание по картине Последний день Помпеи Брюллова (6, 7 класс)
Одним из самых знаменитых произведений гениального русского художника Карла Брюллова стало полотно “Последний день Помпеи ”, созданное им в период с 1827 по 1833 год.