Анализ сказки Дикий помещик (Салтыков-щедрин) 9 класс

История создания. Произведение впервые публикуется в журнале под названием «Отечественные записки», возглавляемого близким другом писателя, поэтому печатается в отсутствии каких-либо проблем.

Жанровая направленность произведения определяется в качестве сатирической сказки с использованием популярных фольклорных элементов в виде сказочного зачина, фантастичности, гиперболы, раскрывающих современные проблемы России того исторического периода. В жанровой направленности сказки проявляются элементы эпоса, поскольку автор гротескно изображает реальные события, происходящие в обществе.

Основной тематикой произведения  является изображение социальное неравенства двух общественных классов в лице помещиков и крепостных крестьян. Автор раскрывает главную проблему того периода времени, заключающуюся в порабощении простого народа, в сложных отношениях между эксплуататорами и эксплуатируемыми.

Композиционная структура произведения отличается небольшим объемом в количестве нескольких страниц. Завязка сказки представляется в качестве обращения главного героя к богу по поводу стремления к избавлению от ненавистного окружения. Кульминацией произведения является изображение беспомощности барина в отсутствии крестьян, представляющих источник его жизненного благополучия. Развязкой сказки становится окончательно обнищание одичавшего помещика, полностью утратившего рассудок.

Герои. Главным героем сказки является глупый помещик, представленный в образе богатого, довольного жизнью мужлана, не имеющего имени, издевающегося над простым народом.

Также главными персонажами являются мужики, изображенные в качестве бесправных, ущемленных во всем простых крестьян, просящих бога избавить их от глупого хозяина.

Кроме того, к главным героям относится и капитан-исправник, представленный в образе чиновника, являющегося инициатором возвращения в поместье крестьян.

В качестве второстепенных персонажей в сказке выступают Сенька, являющийся слугой помещика, генералы, приятели главного героя, а также Михайло Иваным, изображенный в качестве медведя, подружившегося с помещиком в период его полного одичания.

Главная мысль произведения заключается в невозможности наличия порядка и достатка в отсутствии умного и работящего народа, являющегося фундаментальной основой для благополучия высшего общества.

Вариант №2

Михаил Салтыков-Щедрин является известнейшим русским писателем, который уделял большое внимание теме крепостничества и крепостного права, ущемления крестьян и другим насущным проблемам России. Авторству этого гениального писателя-сказочника принадлежит целое море сатирических, иронических, смешных, едких, яденьких сказок. Сказка под названием «Дикий помещик» носит глубокий смысл и посыл, поэтому является одним из лучших произведений данного автора. Анализ этой сказки представлен в этой статье.

Сказка написана в 1869 году. Замысел ее рождался постепенно и на это повлияло отношение общества и власти к Салтыкову-Щедрину. Михаил Евграфович не мог открыто выражать свое мнение по поводу творящегося кругом мракобесия. Именно это внешнее притеснение подтолкнуло автора создать изощренное высмеивающее пороки помещиков и устройства власти произведение, сказочное произведение.

Основной темой сказки можно назвать бессмысленность существования помещиков, не способных самим за собой поухаживать, обеспечить какими-то ресурсами, прибегнув к физическому труду… еще одной важной темой следует назвать плачевность положения крестьян как класса, их ужасной жизни в не щадящих условиях, театр абсурдизма царской России. Все эти темы были раскрыты в данном произведении Михаилом Салтыковым-Щедриным.

Завязка, кульминация, развязка – именно они составляют фундамент фабулы произведения. В основе лежат взаимоотношения между крестьянами и помещиками. Все написано в гротескном стиле, поэтому, когда человек читает эту небольшую сказку, то невольно улыбается, смеется с нелепости образов, построенных автором.

Произведение имеет эпическое направление. Жанром можно назвать сатирическую сказку.

Что касается содержания произведения, то его можно разделить на три части. В первой части перед читателем предстает помещик, который считает, что окружен тупыми, надоедливыми крестьянами. Он молится Богу, у которого просит, чтобы тот оставил его одного и избавил от этих тупых созданий. Так и произошло. Помещик остался один в своем доме.

Кульминация показывает жизнь помещика без крестьян. Он становится неухоженным, обрастает шерстью, не моется. Он ничего не может сделать без своих крестьян. Его речь даже изменяется. Помещик становится диким и похожим на животное.

В конце произведения бывший барин сходит с ума.

9 класс

Анализ сказки Дикий помещик

Анализ сказки Дикий помещик

Популярные сочинения

  • Сочинение про Приход весны

    Отпраздновав Новый год и Рождество, переждав Крещенские морозы, начинаешь ждать. Чего? Прихода весны, конечно! Пусть до её наступления ещё целый февраль, а про первый весенний месяц говорят: «марток – одевай семеро порток», это очень радостное ожидание.

  • Сочинение Кто виноват в трагедии рассказа Кавказ Бунина?

    Рассказ Ивана Алексеевича Бунина Кавказ несёт в себе довольно коварный сюжет и сохраняет интригу до конца повести. Главными героями являются любовник, молодая девушка и её муж.

  • Что такое забота - сочинение

    Любой человек с детства сталкивается с определением под названием забота. Пока ребенок совсем маленький и не научился говорить, родители проявляют заботу к нему. Чуть позже по мере взросления

  • Сочинение по картине Первое цветение Ромадина (описание 7 класс)

    На картине все очень красиво… Главное – такие приятные цвета: светло-зеленый, желтоватый… Всё кажется просто прозрачным, особенно воздух. Чувствуется прохлада весеннего дня и тепло солнечных лучей. Красота!

  • Сочинение Мой любимый предмет Математика 5 класс

    Я учусь в 5 классе, и моим любимым предметом в школе является математика. Это точная наука. Она мне нравилась с самого первого класса.

  • Снегурочка - анализ произведения Островского

    Самое известное произведение Александр Николаевич Островский написал в 1873 году, назвал он его «Снегурочка», для его написания он воспользовался сборником сказок А. Афанасьева.

  • Образ Русской земли в Слове о полку Игореве 9 класс

    Образ Русской земли занимает важное место в произведении «Слово о полку Игореве», ведь герои произведения защищали родную землю. Русская земля — это то, на что направлено действие персонажей произведения.

  • Красота спасет мир - сочинение-рассуждение

    Достоевский говорил: «Красота спасет мир». Да, возможно, в этом есть что-то истинное, но здесь речь идет не о самой красоте, а о способности человека воспринимать чудесное как реальное содержание мира.

  • Сочинение-описание по картине Широкова Друзья (7 класс)

    Всем известна поговорка «Собака – друг человека». Люди находили друзей в собаках еще несколько веков назад, множество стихотворений, рассказов посвящено преданности собак людям и их доброму сердцу

  • Сочинение-описание по картине Корабельная роща Шишкина 5 класс

    Ивана Ивановича Шишкина не напрасно называют «певцом русского леса». Именно он, как никто иной, умел наглядно представить всю красоту, великолепие, изящество и мистичность этого явления.