Сочинение по произведению Кавказский пленник Толстого (5 класс)
Л. Н. Толстой написал интересный рассказ «Кавказский пленник». В произведении писатель ведет повествование о храбрости и трусости, великодушии и предательстве, силе и безмолвии, сострадании и равнодушии. Благородными качествами автор наделил главного героя – русского офицера Жилина, противоположность его – сослуживец Костылин.
Персонажи рассказа оказываются в татарском плену. Жилин предпринимает разные попытки для освобождения себя и Костылина из неволи. В это время Костылин препятствует ему в осуществлении задуманного. Читатель негодует из-за трусости военного. Мне кажется, что будь я на месте Жилина, мне было бы сложно простить Костылину его поведение, а о том, чтобы рисковать жизнью за него, не может быть и речи.
Татары захватили русских военных только благодаря Костылину. Он был настолько напуган, что забыл об оружии, с помощью которого он мог бы обороняться. Это помогло бы бежать Жилину и Костылину. Вместо этого, он начал хлестать лошадь в попытке скрыться самому, и бросить товарища на произвол судьбы.
Я считаю, что этот подлый поступок мог бы положить начало чувству презрения и ненависти к Костылину. Но благородство Жилина позволило простить сослуживца, понять его поступок, и не осуждать. Поэтому, решившись на бегство, он забрал Костылина с собой.
Подобное поведение центрального персонажа заставляет восхищаться им. Стоит отметить, что из-за объемного телосложения Костылин быстро выбился из сил. Жилин, не задумываясь, взвалил его себе на спину, и, как бы ни тяжело было ему самому, потащил на себе. Не каждый может похвастаться подобной выносливостью. Он бы легко мог бросить офицера в лесу, и спасаться в одиночку.
Более того, только редкий смельчак предложил бы Костылину попытаться бежать еще раз, заведомо зная, что его снова придется тянуть на себе. Но моральные принципы Жилина не оставляют места ни сомнениям, ни боязни трудностей. Только когда Костылин твердо отказался от побега, Жилин начал вылезать из ямы.
Нет сомнений, что многие люди проиграют Жилину в благородстве, смелости и решительности. Его не сломила безнадежность ситуации. Он продолжал искать выход и с гордостью совершил подвиг. Несмотря на то, что Жилин и Костылин звучали в произведении одинаковое количество раз, именно Жилин стал главным героем. Потому что он человек, на которого должны равняться.
Рассуждение 2
В рассказе автор противопоставляет две манеры поведения, которые воплощены в образа х главных героев – офицеров, оказавшихся в плену. Весте с тем, Толстой, на примере Жилина, дает идеальный, по его мнению, образ отношения к жизни и окружающим.
При попадании в плен, требовании выкупа и попытках бежать Жилин демонстрирует не только стойкость, силу воли и способность переносить тяготы в экстремальных ситуациях, но и бодрое состояние духа. Он не унывает и не впадает в отчаяние тогда, когда находится в колодках и в яме и физически ничего не может сделать. В какой – то степени этот герой рассказа склонен подчиняться обстоятельствам, так как после удачного побега из плена он решает, что остаться на Кавказе в действующей армии – это, видимо, его судьба. Однако, по мере сил, Жилин пытается изменить решить проблемы, стояшщие пред ним.
Противопоставленный ему Костылин – пример другого подхода к жизни. Он надеется только на других, в результате чего проводит в плену гораздо больше времени, будучи отпущенным только после получения выкупа. На его примере Толстой желает показать, что в жизни нельзя быть толк наблюдателем и плыть по течению.
Кроме того, на примере Жилина, автор показывает важность хороших взаимоотношений с другими людьми. Несмотря на лишение свободы и перенесенное в плену, Жилин не испытывает ненависти к этому народу, названному в рассказе татарами, с представителями которого он ранее воевал, а сейчас лишен ими свободы. Пленный офицер чинит им часы, оружие, притом делает это просто по доброте душевно, не надеясь подобными услугами смягчить условия содержания или обрести свободу без выкупа. Именно куклы, сделанные для девочки Дины, в конце концов, приводят к тому, что Жилин подружился с ней и получил помощь в последнем удачном побеге. Толстой показывает на ряде примеров, что своим отношением к окружающим, отсутствием затаенной ненависти этот его герой заслужил уважение многих жителей аула. Вместе с тем, такое же отношение у держащих его в плену вызвало и его мужество, с которым он отказался простить за свой выкуп большую сумму. Этим писатель хотел показать, что хорошее отношение к людям далеко не всегда является следствием слабости и неспособности добиться своего силой.
Толстой учит читателей доброжелательно относиться ко всем людям, делать добро вперед, не ожидая чего-либо взамен и не отстраняться от окружающей действительности, насколько бы тяжелой она не была в данный момент.
По произведению Кавказский пленник
Популярные сочинения
- Сочинение по картине После дождя (мокрая терраса) Герасимова (6 класс описание)
Многим известно, что советский художник А.М. Герасимов уделял довольно пристальное внимание реализму в пейзаже, нарисованном с натуры.
- Мой любимый художник (Шишкин) сочинение
Из всех картин русских художников мое внимание всегда привлекают работы всемирно известного живописца Ивана Ивановича Шишкина
- На ошибках учатся - сочинение
Учатся ли на ошибках? И настолько ли плохо их совершать, как считают большинство? Об этом мы поговорим.
- Интересный человек - сочинение-рассуждение
Мы живем среди людей, которые могут быть для нас интересны и не очень. Иногда мы начинаем задумываться, чём же он нам интересен и почему мы проявляет к нему симпатию.
- Какие качества раскрывает в человеке любовь - сочинение
Любовь это удивительное чувство, которое дарит ощущение бабочек в животе, эмоциональный взрыв и абсолютное чувство счастья. Находясь в так называемой эйфории человек способен на неожиданные поступки
- Сочинение Описание картины Заморские гости Рериха 3, 4 класс
Николай Константинович Рерих создал немалое количество произведений на историческую тему. Нужно полагать, он изучал этот вопрос и представлял зрителям итоги собственных поисков.
- Сочинение на тему Интернет (плюсы и минусы, добро или зло)
Одним из значительных событий двадцатого века стало появление глобальной компьютерной сети Интернет. Она связала между собой десятки миллионов пользователей ПК, находящихся в разных уголках планеты.
- Сочинение Памятный день (5 класс)
Памятный день для каждого человека имеет свою степень значимости. Для кого-то он всего лишь повод, побуждение к действию, для иных же это виток истории, предопределивший или как-то повлиявший
- Сочинение Без труда не выловишь и рыбку из пруда (по пословице)
Русская народная Пословица гласит: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Наверное каждый из нас слышал в своей жизни эту пословицу. Ее нам могли говорить родители, учителя в школе, знакомые
- Сочинение Горькая правда или сладкая ложь - что лучше?
В нашей жизни правда и ложь постоянно сражаются между собой. Ложь, как правило, всегда в минусе, и совсем неважно сколько в ней ложек сахара. Правда, в свою очередь, не приукрашивает себя