Сочинение по произведению Кавказский пленник Толстого (5 класс)
Л. Н. Толстой написал интересный рассказ «Кавказский пленник». В произведении писатель ведет повествование о храбрости и трусости, великодушии и предательстве, силе и безмолвии, сострадании и равнодушии. Благородными качествами автор наделил главного героя – русского офицера Жилина, противоположность его – сослуживец Костылин.
Персонажи рассказа оказываются в татарском плену. Жилин предпринимает разные попытки для освобождения себя и Костылина из неволи. В это время Костылин препятствует ему в осуществлении задуманного. Читатель негодует из-за трусости военного. Мне кажется, что будь я на месте Жилина, мне было бы сложно простить Костылину его поведение, а о том, чтобы рисковать жизнью за него, не может быть и речи.
Татары захватили русских военных только благодаря Костылину. Он был настолько напуган, что забыл об оружии, с помощью которого он мог бы обороняться. Это помогло бы бежать Жилину и Костылину. Вместо этого, он начал хлестать лошадь в попытке скрыться самому, и бросить товарища на произвол судьбы.
Я считаю, что этот подлый поступок мог бы положить начало чувству презрения и ненависти к Костылину. Но благородство Жилина позволило простить сослуживца, понять его поступок, и не осуждать. Поэтому, решившись на бегство, он забрал Костылина с собой.
Подобное поведение центрального персонажа заставляет восхищаться им. Стоит отметить, что из-за объемного телосложения Костылин быстро выбился из сил. Жилин, не задумываясь, взвалил его себе на спину, и, как бы ни тяжело было ему самому, потащил на себе. Не каждый может похвастаться подобной выносливостью. Он бы легко мог бросить офицера в лесу, и спасаться в одиночку.
Более того, только редкий смельчак предложил бы Костылину попытаться бежать еще раз, заведомо зная, что его снова придется тянуть на себе. Но моральные принципы Жилина не оставляют места ни сомнениям, ни боязни трудностей. Только когда Костылин твердо отказался от побега, Жилин начал вылезать из ямы.
Нет сомнений, что многие люди проиграют Жилину в благородстве, смелости и решительности. Его не сломила безнадежность ситуации. Он продолжал искать выход и с гордостью совершил подвиг. Несмотря на то, что Жилин и Костылин звучали в произведении одинаковое количество раз, именно Жилин стал главным героем. Потому что он человек, на которого должны равняться.
Рассуждение 2
В рассказе автор противопоставляет две манеры поведения, которые воплощены в образа х главных героев – офицеров, оказавшихся в плену. Весте с тем, Толстой, на примере Жилина, дает идеальный, по его мнению, образ отношения к жизни и окружающим.
При попадании в плен, требовании выкупа и попытках бежать Жилин демонстрирует не только стойкость, силу воли и способность переносить тяготы в экстремальных ситуациях, но и бодрое состояние духа. Он не унывает и не впадает в отчаяние тогда, когда находится в колодках и в яме и физически ничего не может сделать. В какой – то степени этот герой рассказа склонен подчиняться обстоятельствам, так как после удачного побега из плена он решает, что остаться на Кавказе в действующей армии – это, видимо, его судьба. Однако, по мере сил, Жилин пытается изменить решить проблемы, стояшщие пред ним.
Противопоставленный ему Костылин – пример другого подхода к жизни. Он надеется только на других, в результате чего проводит в плену гораздо больше времени, будучи отпущенным только после получения выкупа. На его примере Толстой желает показать, что в жизни нельзя быть толк наблюдателем и плыть по течению.
Кроме того, на примере Жилина, автор показывает важность хороших взаимоотношений с другими людьми. Несмотря на лишение свободы и перенесенное в плену, Жилин не испытывает ненависти к этому народу, названному в рассказе татарами, с представителями которого он ранее воевал, а сейчас лишен ими свободы. Пленный офицер чинит им часы, оружие, притом делает это просто по доброте душевно, не надеясь подобными услугами смягчить условия содержания или обрести свободу без выкупа. Именно куклы, сделанные для девочки Дины, в конце концов, приводят к тому, что Жилин подружился с ней и получил помощь в последнем удачном побеге. Толстой показывает на ряде примеров, что своим отношением к окружающим, отсутствием затаенной ненависти этот его герой заслужил уважение многих жителей аула. Вместе с тем, такое же отношение у держащих его в плену вызвало и его мужество, с которым он отказался простить за свой выкуп большую сумму. Этим писатель хотел показать, что хорошее отношение к людям далеко не всегда является следствием слабости и неспособности добиться своего силой.
Толстой учит читателей доброжелательно относиться ко всем людям, делать добро вперед, не ожидая чего-либо взамен и не отстраняться от окружающей действительности, насколько бы тяжелой она не была в данный момент.
По произведению Кавказский пленник
Популярные сочинения
- Падчерица в сказке 12 месяцев Маршака сочинение
Падчерица является воплощением положительных качеств. Попав в трудные условия, юная девушка не нарушает норм морали, и именно поэтому её награждают сказочные персонажи.
- Сочинение Вечная Сонечка в романе Преступление и наказание
Многие авторы дарят миру свои бессмертные книги. В этих же книгах также бессмертно живут образы героев. Сонечка Мармеладова – пример из творчества Фёдора Достоевского.
- Образ и характеристика Берга в романе Война и мир Толстого
Адольф Берг является офицером армии России, он был немецкого происхождения. Берг спокойный, опрятный, всегда следил за своим внешним видом и одеждой. Всегда вовремя брился
- Сочинение Что такое Взросление
Взросление – неизбежный процесс. По сути, это переход от состояния ребенка к совершеннолетнему человеку. Что же значит «быть взрослым»? На самом деле, важно не только вырасти в физическом плане
- Сочинение Любовь Лизы и Эраста (повесть Бедная Лиза)
Что такое любовь? Хоть кто-нибудь может дать исчерпывающий ответ? Думаю, что нет. Никто не знает, откуда она появилась и что из себя представляет. Я считаю, что данное чувство имеет глубокие корни
- Я выпускник - сочинение рассуждение
Ах, школьные годы – беззаботное время, наполненное яркими воспоминаниями. Они бывают самыми разными: приносящими радость или грусть, тревогу или страх, переживания или сомнения.
- Сочинение про Лень
Лень – это, по сути, враг человека, который не даёт ему жить спокойно, всегда тянет его на дно и не даёт человеку развиваться и идти только вперёд. В день мы ленимся неимоверное количество раз.
- Сочинение Печорин (Образ и характеристика) в романе Герой нашего времени 9 класс
Главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – Григорий Печорин. Чтобы лучше понять сложный и противоречивый характер своего героя, Лермонтов постепенно раскрывает его образ.
- Сочинение по творчеству Бунина
Все мы со школьных лет знаем писателя Ивана Бунина. Но многие не имеют представлений о его творческом пути. Жизненный путь Бунина была очень многогранен, ему даже вручали Нобелевскую премию.
- Сочинение Какой смысл названия комедии «Недоросль»? (9 класс)
Поэму «Недоросль» написал великий русский литератор Денис Иванович Фонвизин в 1782 году. Но произведение не сразу нашло своего читателя, так как его отказались печатать из-за затронутой в нем темы дворянских детей того времени.